Новое в русской лексикографии

Страница 6

Структурно-семантическая мотивация как прием семантизации тоже предназначена для составления семантического определения незнакомого слова в процессе совместной работы учителя и учащихся. Она применяется при толковании лексического значения слов с четкой внутренней формой.

Сопоставление с известным учащимся словом как прием семантизации заключается в переносе лексического значения знакомого синонима или антонима на семантизируемое слово. В результате данной процедуры у ученика создается общее представление о лексическом значении нового слова, так как между синонимами и антонимами нет полного тождества.

Наглядность как прием семантизации состоит в показе реалии самого предмета (его муляжа, макета, рисунка), называемой толкуемым словом. Наглядность применяется при толковании слов с конкретным значением.

Контекст - словесное окружение (словосочетание, предложение, текст) - как прием семантизации тоже обеспечивает лишь самое общее представление о слове. Чаще всего он выявляет родовую принадлежность реалии. Контекст способен выполнить свое назначение приема семантизации при условии, если в нем есть опорное слово.

При толковании лексических значений слов необходимо определять род явлений, к которым относится реалия, называемая данным, словом, перечислять существенные видовые признаки этой реалии, отличающие ее от других сходных реалий, и, наконец, объединять все эти признаки - родовые и видовые - в одно предложение, которое и будет представлять собой толкование лексического значения слова.

Умение пользоваться толковым словарем имеет большое социальное значение. Оно обеспечивает ученикам в школьные годы и в их дальнейшей взрослой жизни возможность пополнять свои знания о языке, преодолевать лексические затруднения при чтении книг и газет, при слушании радио- и телепередач.

Формирование умения пользоваться толковым словарем опирается на следующие знания о нем: толковый словарь, назначение толкового словаря, словарная статья, грамматические и лексические пометы в ней. Понятие толковый словарь включено в программу, остальные понятия вводятся в учебный процесс через учебник.

«С лексикографическими понятиями наиболее целесообразно знакомить учащихся рассредоточено, параллельно с изучением лексикологических понятий: например, словом и его лексическим значением - толковый словарь, словарная статья; с однозначными и многозначными словами - со способом обозначения разных значений многозначного слова; с прямым и переносным значением - с пометой перен. (переносное); с омонимами - со способом обозначения омонимов; с диалектными словами -с пометой обл. (областное); с профессиональными слова - с пометой спец. (специальное) или с сокращенным названием специальности: мор. (морское) и т.д.; с устаревшими словами - с пометой устар. (устарелое); с фразеологизмом - с особым знаком ◊ ».

Для ознакомления с лексикографическими понятиями используется либо сообщение учителя, либо самостоятельный анализ соответствующего материала в учебнике.

Для закрепления полученных знаний выполняются следующие упражнения:

- анализ словарной статьи, направленный на поиск соответствующей пометы;

нахождение в толковом словаре слов, имеющих указанные пометы;

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Статьи по педагогике:

Отметка в учебной деятельности школьника
Отметки нужны учащимся в первую очередь для улучшения и упрочнения своего положения в классе, а лишь потом – как показатели знаний. Многие школьники учатся из-за строгости родителей, чувства обязанности и долга, необходимости быть образованным. Самое меньшее количество учащихся проявляют интерес к ...

Место проведения досуга детей
Начать подготовку к организации детского досуга рекомендуется с поиска места проведения. Важен индивидуальный подход к пожеланиям ребенка. Как бы хорошо вы не изучили его интересы и предпочтения, все же стоит поинтересоваться, что именно ребенок хотел бы видеть на своем празднике: ростовых кукол, к ...

Просвещение в XVI – XVII вв
В XVI – XVII вв. интерес к причинам, определяющим различия между людьми, сильно возрос. В это время борьба против религиозного догматизма и феодализма слилась с критикой теории «врожденных идей» и пропагандой идей всесильности образования. Взгляды на факторы формирования личности тесно связывались ...

Категории

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.eduguides.ru