Характеристика понятия «личность». Структура личности

Страница 1

Развитие личности - одна из главных категорий в психологии и педагогике.

Развитие личности понимается, как процесс количественных и качественных изменений под влиянием вешних и внутренних факторов. Развитие ведет к изменению качеств личности, к появлению новых свойств. Изменение личности от возраста к возрасту протекает следующих направлениях:

Физиологическое развитие (скелетно-мышечная);

Психическое развитие (процессы восприятия);

Социальное развитие (формирование нравственных чувств).

Личность - это феномен общественного развития, конкретный живой человек, обладающий сознанием и самосознаниям.

Личность - это устойчивая система социально-значимых черт, характеризующих индивида как члена того или иного общества.

Личностью в психологии обозначается системное социальное качество, приобретаемое индивидом в предметной деятельности и общении и характеризующее уровень и качество представленности общественных отношений в индивиде.

Структура личности - это целостное системное образование, совокупность социально значимых психических свойств, отношений и действий индивида.

В структуру личности в первую очередь входит системная организация, представленная в строении темперамента, характера, способностей человека, необходимая, но достаточная для понимания психологии личности. Таким образом, выделяется первая составляющая структура личности – ее внутри индивидная подсистема.

Личность в системе своих «действительных отношений» (К.Маркс) обретает свое особое бытие, отличающееся от телесного бытия индивида. С точки зрения марксистской философии, реальное существование личности обнаруживается в совокупности предметных взаимоотношений индивидов, опосредственных их деятельностью, и поэтому одну из характеристик структуры личности следует искать в «пространстве» вне органического тела индивида, которое составляет интериндивидную подсистему личности.

Интраиндивидная и интериндивидная подсистемы не покрывают все проявления личности. Есть возможность выделить третью составляющую структуры личности – метаиндивидную подструктуру. Личность при этом не только выносится за рамки органического тела индивида, но и перемещается за пределы его наличных, существующих «здесь теперь» связей с другими индивидами.

В Отечественной психологии существует ряд попыток представить структуру личности. В частности, А.Г. Ковалев - духовный облик личности рассматривает как синтез сложных структур:

Темперамент - как комплекс природных свойств;

Направленность - как совокупность потребностей, интересов и идеалов;

Способность – как системы интеллектуальных, волевых и эмоциональных свойств.

Карл Густав Юнг рассматривает структуру личности из трех взаимосвязанных компонентов:

Эго - центр сферы сознания и основа самосознания.

Личное бессознательное - состоит из болезненных бессознательного и подавленных воспоминаний содержит в себе части личности, которые никогда не доходят до сознания.

3.Коллективное бессознательное - основание всей структуры личности, его содержание одинаково для всего человечества. Существуют различные подходы к определению структуры личности. Так, С. Л. Рубинштейн выделяет три компонента в структуре личности: 1) Направленность. Чего хочет человек? Что для него привлекательно, к чему он стремится?

- проявляется в потребностях, интересах, идеалах, убеждениях, доминирующих мотивах деятельности и поведения, и мировоззрения;

2) Знания, умения, навыки. Что человек может?

- приобретаются в процессе жизни и познавательной деятельности;

3) индивидуально – типологические особенности. Что он есть, что закрепилось в качестве стержневых особенностей его личности?

Страницы: 1 2

Статьи по педагогике:

Понятие онр в научной литературе
Не во всех случаях формирование речи у детей протекает благополучно: у некоторых детей резко задерживается формирование всех компонентов языка впервые теоретическое обоснование общего недоразвития речи было сформулировано р.е. левиной и коллективом научных сотрудников НИИ дефектологии (Н.А.Никашина ...

Дошкольная педагогика Германии
Отцом всей дошкольной педагогики я считаю Фридриха Фребеля. Закончив в 1801 Йенский университет, в возрасте девятнадцати лет он начал работать у И.Г. Песталоцци в Ивердонском институте. В 1837 году, умудренный опытом, он открыл в Бланкенбурге (Тюрингия) учреждение для игр и занятий детей младшего в ...

Современная образовательная система Франции: традиция и тенденции развития
Образование во Франции. За последнее десятилетие количество студентов во Франции увеличилось на 37% и составило почти 1.200.000 чел. Предполагается, что к двухтысячно десятому году их число возрастет до 2.000.000. Французские университеты являются высшими учебными заведениями, автономными прежде вс ...

Категории

Copyright © 2022 - All Rights Reserved - www.eduguides.ru