Желательно, чтобы разные по форме детали были окрашены в различные цвета (кубики - в красные, кирпичики - в желтые и т. д.). Следует обращать внимание детей на гармонию цветов в постройке (стены домика желтые, крыша зеленая; все кубики, составляющие сиденье дивана, красные, кирпичики для спинки желтые и т. п.).
На первых двух-трех занятиях у малышей воспитывают умение располагать кирпичики, пластины в ряд на плоскости, выкладывая дорожки, линии. (Если дети посещали вторую группу раннего возраста, это умение закрепляют.) Опираясь на представления, полученные детьми во время прогулок, воспитатель предлагает им построить из кирпичиков узкую короткую или узкую длинную дорожку для пешеходов. Сам он строит домики, к которым будут подходить дорожки, и показывает, как нужно укладывать кирпичики. На следующем занятии малыши получают задание выложить из кирпичиков или пластин длинную широкую дорогу для автомашин.
Цель этих занятий - научить детей аккуратно соединять детали, выстраивая их в стройную линию, и учитывать (но еще не называть) пространственные признаки «короткий-длинный», «узкий-широкий». (Ребенку нужно давать не менее десяти-двенадцати кирпичиков и четырех-шести пластин.)
Более сложный вид построек - мебель. Вначале каждый предмет мебели выполняется отдельно и в разных вариантах. Затем детям предлагают соорудить две-три постройки сразу (стол и стулья, стол и диван и т. п.).
Содержание предстоящей работы детям уже знакомо, поэтому занятие строится таким образом: поскольку тематика повторяется, дети рассматривают образцы, определяют, из каких деталей они выполнены, и далее самостоятельно воспроизводят их. Способы выполнения действий и их последовательность воспитатель показывает только в том случае, если малыши не могут справиться с заданием. Для обыгрывания построек детям дают кукол, посуду, лоскутки (куклы спят, куклы едят и т. п.).
На следующем занятии дети сооружают башню с домиком для птиц из трех-четырех кубиков (ставят кубики друг на друга и сверху кладут трехгранную призму). Далее малыши строят лесенку из шести кубиков или кирпичиков, упражняясь в сооружении построек в высоту. Эти приемы закрепляются при сооружении горки, для постройки которой нужны шесть кубиков и большая трехгранная призма. Из кубиков делается лесенка, к ней приставляется призма (скат). К скату пристраивают дорожку из трех-четырех кирпичиков или одной-двух пластин.
Когда дети освоят приемы конструирования перечисленных построек так, чтобы воспроизводить их по слову воспитателя, можно научить малышей строить мост из двух кубиков, двух малых призм (скаты) и пластины (перекрытие). Педагог должен показать, как нужно выбрать правильное расстояние между двумя кубиками: сначала положить пластину на столе в том же направлении, в каком будет располагаться мост, затем к одной длинной стороне пластины, но с двух концов приставить кубики так, чтобы они не выходили за ее края; далее надо поднять пластину и положить на кубики. Для игры с постройкой детям следует дать маленькие машинки и фигурки людей.
Статьи по педагогике:
Семья как специфическая педагогическая система. Особенности развития
современной семьи
Социология рассматривает семью как часть целого общественного организма, как клетку общества, как социальный воспитательный коллектив. Все изменения, происходящие в социально – экономической сфере, обязательно находят свое отражение в семье. В отличие от других социальных коллективов – производстве ...
Страх и интерес с позиции педагогической науки
Страх проявляет себя и через физиологические изменения, происходящие в организме человека. Всякий человек, которому нечего бояться вскоре становится злым; тот, кто думает, что он ни в ком не нуждается, воображает, что сможет спокойно предаваться всем склонностям своего сердца. Таким образом, страх, ...
Сложность характера и строения
С.А. Шмаков выделяет досуговые занятия, которые он классифицирует по характеру осуществляемой ребенком в свободное время деятельности. В связи с этим им определены такие виды досуга: - пассивный (зрительский, слушательский) и активный (деятельностный); - организованный (педагогически целесообразно ...