Самостоятельная работа учащегося и методика проведения текущего инструктажа

Образование и воспитание » Характеристика подготовленности учащегося » Самостоятельная работа учащегося и методика проведения текущего инструктажа

Страница 1

Самостоятельная работа учащихся по выполнению учебно-производственного задания и сопровождающий её текущий инструктаж мастера – основная часть урока производственного обучения. В это время учащиеся приобретают и углубляют профессиональные умения и знания.

Прежде всего, учащийся должен четко и ясно представлять себе суть операционно-комплексной системы, определяющей организацию и методику производственного обучения на современном этапе, или хотя бы ее главные положения. Одним из них является разделение обучения на два этапа. На первом этапе главной задачей является приобретение учащимися первоначальных умений но выполнению в нарастающей сложности отдельных трудовых приемов или даже трудовых действий. Главная их задача – заложить основы правильного выполнения приемов работы.

На втором этапе – дальнейшее совершенствование умений уже на основе производительного труда, заключающегося или в выполнении изделий или в общественно-полезном труде. Такое разделение процесса обучения дает возможность на первом этапе сосредоточить все усилия учащегося и мастера только на усвоении трудовых приемов. В том случае, если мастер рекомендует проводить данное занятие, деятельность учащегося на основе производительного труда перед ним возникает задача выбора курсового проекта. Это необходимо сделать с учетом целого ряда педагогических требований. Курсовой проект должен иметь прямое отношение к профессии, приобретаемой учащимися, соответствовать по сложности уровню подготовленности учащегося в данный момент с учетом разряда и уровня квалификации, которую должен приобрести учащийся к моменту окончания обучения, иметь возможность практического применения, соответствие времени на самостоятельную работу, которое (с учетом ученического коэффициента) потребуется учащемуся. Одним из факторов, в значительной степени определяющих успех урока, и его основной части – самостоятельной работы учащихся, является его структура.

Поэтому, определив характер самостоятельной работы учащихся, конкретизировав ее содержание, мастер должен перейти к рекомендациям последовательности действий, разделению работы на части. Чтобы сделать такие рекомендации обоснованными, учащийся, прежде всего сам, должен ясно представить себе, что даст расчленение, с какой целью и учетом каких факторов его следует производить. Одним из основных педагогических требований к организации и методике выполнения упражнений (а на этих занятиях учащиеся выполняют упражнения, многократные повторения действий) является постановка перед учащимися задач, позволяющая им действовать сосредоточенно и целенаправленно. В любой работе, в любом задании, которое выполняет учащийся на занятии, содержатся операции и приемы, имеющие различное значение. Исходя из этого, мастер и должен проанализировать работу, которую учащимся предстоит самостоятельно выполнить на уроке. Его задача будет заключаться в том, чтобы найти наиболее важное, принципиальное в самостоятельной работе учащихся. Это поможет поставить задачи перед учащимися, нацелить их внимание на овладение важнейшим, да и в процессе работы обеспечит целенаправленную деятельность мастера, т.е. в известной степени определит содержание текущего инструктажа.

Правильная, рациональная и целенаправленная организация самостоятельной работы учащихся на уроке – один из факторов, обеспечивающих успешное решение учебно-воспитательных задач, позволяющих каждому учащемуся выполнить задание в полном соответствии с требованиями учебной программы.

Здесь перед мастером, прежде всего, встает задача определения и обоснования организационной формы выполнения задания: фронтальную или по циклам.

В процессе обучения исключительно важную роль играет оценка работы учащихся на уроке. Она не только фиксирует степень освоения учащимися задания, характеризует качество изделия или выполненной работы, но и является средством, стимулирующим дальнейшую деятельность учащегося. Именно поэтому необходимо уделить серьезное внимание разработке этого вопроса в курсовом проекте. Речь должна идти только об одном виде аттестации – оценке по результатам урока. Говоря об оценке по результатам наблюдения, учащийся должен иметь в виду следующее: Оценка должна определить качество выполнения приемов работы, которой достиг учащийся к концу урока. Оценка вторым способом особых трудностей не вызывает. Но при этом надо иметь в виду разницу в качестве, которого достигает рабочий, и качество, которое под силу учащемуся.

Страницы: 1 2

Статьи по педагогике:

Биография и принципы работы Е.Б. Вахтангова
Евгений Багратионович Вахтангов - (1 (13) февраля 1883, Владикавказ – 29 мая 1922, Москва) – советский актёр, режиссёр театра, основатель и руководитель (с 1913 года) Студенческой драматической (в дальнейшем «Мансуровской») студии, которая в 1921 году стала 3-й Студией МХТ, а с 1926 года – Театром ...

Обеспечение эффективной обратной связи в дидактическом информационном взаимодействии педагога и ребёнка 6-7 лет
Последние десятилетия проблема обратной связи привлекает внимание учёных. Исследования подтверждают важность наличия обратной связи в любом социально-информационном взаимодействии как необходимого условия эффективности его протекания. От её оптимального функционирования во многом зависит и успешнос ...

Аппаратно-программный комплекс диагностики функционального состояния «Тетр» как возможная основа организации валеологического мониторинга в ярославских школах
Комплекс «Тетр», разрешающий задачи психофизиологической валеологической диагностики функционального состояния непосредственно в условиях школы, начал создаваться с 2001 года. В его основе два аппаратно-программных метода. 1. Компьютерная программа «теппинг-тест». Программа создана в 2002 году в об ...

Категории

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.eduguides.ru