Самостоятельная работа учащегося и методика проведения текущего инструктажа

Образование и воспитание » Характеристика подготовленности учащегося » Самостоятельная работа учащегося и методика проведения текущего инструктажа

Страница 2

Личный показ способов выполнения трудовых приемов мастером осуществляется в основном в процессе вводного инструктажа, а поэтому и содержание, и методика его осуществления должна быть разработана мастером в разделе методических рекомендаций по вводному инструктажу. Но применять этот важный метод обучения только на вводном инструктаже нельзя. Его следует широко использовать и в процессе самостоятельной работы учащихся на уроке. Рекомендации о том, какие трудовые приемы следует показать учащемуся, как это сделать, и должен дать мастер. Как уже говорилось, продолжительность многих уроков велика. Именно поэтому представляется нецелесообразным демонстрировать все трудовые приемы, с которыми сталкивается учащийся на уроке, во время вводного инструктажа. Часть из них можно показать и во время текущего инструктажа. Нередко трудовые приёмы, которые должен освоить учащийся на уроке, отличаются большой трудностью и потому не всегда могут быть понятны учащимся. Значит необходимо повторять и, иногда неоднократно. Задача мастера: обосновать повторение способов и приемов выполнения работы в ходе самостоятельной работы учащихся по выполнению учебного задания. На уроке мастер довольно часто демонстрирует не только трудовые приемы, но и наглядные пособия, помогающие понять осваимые процессы и операции.

Одной из задач мастера является вооружение учащегося умениями, в основе которых лежит глубокое понимание конкретных способов выполнения работы.

Казалось бы, эта задача полностью решается структурой учебного процесса, предусматривающей проведение теоретических занятий вначале, а практических в конце. Но очень велики возможности решения этого вопроса и в процессе каждого урока. Задача мастера и заключается в том, чтобы в каждом конкретном случае увидеть эти возможности и дать рекомендации по их использованию. Ему следует обратиться к разделу «Характеристика и учебно-воспитательные задачи темы», где определены вопросы, операции или приемы, наиболее

сложные для понимания и освоения учащимися. Необходимость научить учащихся безопасным приемам работы очевидна. Содержание и методика ознакомления с ними учащихся в процессе вводного инструктажа разработаны. Теперь предстоит дать рекомендации о том, как обеспечить практическое освоение учащимися этих требований. Их следует разрабатывать по двум направлениям: организация работы учащихся, текущий инструктаж мастера.

Разрабатывая первый из этих вопросов, мастер должен дать рекомендации о том, как материальная оснащенность урока будет способствовать созданию безопасных условий работы учащегося. При этом необходимо опираться на особенности выполнения задания. Во всех случаях рекомендации должны быть конкретными. Самостоятельность учащихся в работе одно из ценнейших качеств, которые необходимо вырабатывать в процессе всей учебно-воспитательной работы и, если можно, на каждом уроке. Можно решать эту задачу и при выполнении учащимися учебных заданий.

Средств и путей для самостоятельности учащихся, в том числе и при работе на уроке, очень много. Это, прежде всего, такая организация выполнения задания, при которой мастер не «ведет» учащегося «с одной ступеньки на другую», а дает задание большими частями, предоставляя ему самому разобраться в деталях. Задача в данном случае сводится к тому, чтобы дать рекомендации подобной организации работы.

Применение технических средств обучения в самостоятельной работе учащихся освоило Всесоюзное объединение производственных предприятий по производству учебно-наглядных пособий, и те, которые разрабатываются и изготавливаются педагогическими коллективами училищ.

Страницы: 1 2 

Статьи по педагогике:

Особенности функционального базиса письма
Для обозначения нарушений письма используется понятие «дисграфия». Дисграфия – это частичное специфическое нарушение процесса письма. Несформированность какой-либо из указанных функций вызывает нарушение процесса овладения письмом, дисграфию. Многими исследованиями установлено, что низкий уровень р ...

Психология и педагогика ранней юности
Ранняя юность (от 14—15 до 18 лет). Биологически это период завершения физического созревания. Большинство девушек и значительная часть юношей вступают в него уже постпубертатными, на его долю выпадает задача устранения диспропорций, обусловленных неравномерностью созревания. К концу этого периода ...

Исследование звуко-слоговой структуры слова у дошкольников с общим недоразвитием речи
В настоящей главе будут изложены ход, содержание и результаты эксперимента, проводившегося в подготовительной группе Сузунского детского сада в период с мая 2003 до сентябрь 2004 года. Исследование проводилось в группе детей 5-6 лет, в которой 10 человек имеют общее недоразвитие речи. В ходе экспер ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.eduguides.ru