Таблица 5 – процентные показатели скорости чтения к концу второго класса
|
Темп чтения |
ЭК |
КК |
|
Норма |
34% |
44% |
|
Выше нормы |
46% |
20% |
|
Ниже нормы |
19% |
36% |
К концу второго года обучения учащиеся экспериментального класса стали допускать меньше ошибок при чтении. Показатели этого параметра в контрольном классе значительно не изменились (рисунок 3).
Рисунок 3 – количество детей, допускающих ошибки при чтении
К концу второго класса в экспериментальном классе увеличилось качество понимания прочитанного.Это видно по таблице 4.
Таблица 4 – качество понимания прочитанного (осмысленность) в первом классе
|
Качество понимания |
ЭК |
КК |
|
Понимают прочитанное полностью |
15 человек(57%) |
10 человек(40%) |
|
Понимают прочитанное частично |
11 человек(43%) |
15 человек(60%) |
Таблица 5 – качество понимания прочитанного (осмысленность) во втором классе
|
Качество понимания |
ЭК |
КК |
|
Понимают прочитанное полностью |
20 человек(76%) |
13 человек(52%) |
|
Понимают прочитанное частично |
6 человек(24%) |
12 человек(48%) |
К концу второго года обучения в экспериментальном классе при проверке осознанности чтения выявлено 6 человек, которые не полностью понимают смысл прочитанного. Лексическое значение некоторых слов этим учащимся непонятно, т.к. русский язык для них не является родным.
Ведётся работа по обогащению словарного запаса детей этой группы.
Повысился интерес детей к чтению. Дети охотно посещают школьную библиотеку, обмениваются книгами из домашней библиотеки. Тематика книг, которые они читают разнообразна. Любят делиться впечатлениями о прочитанном. Проводят презентации любимых книг.
Задачи направленные на развитие техники чтения, которые ставились перед началом эксперимента, были выполнены путём применения творческих упражнений на уроках литературного чтения.
Повышение скорости и одновременно качества чтения повлекло за собой расширение читательского кругозора, что в свою очередь способствовало развитию речи, памяти и внимания учащихся. Расширился словарный запас учащихся. Речь стала более грамотной, выразительной.
Анализ полученных данных свидетельствует о том, что в результате формирующего эксперимента школьники экспериментального класса повысили технику чтения. Считаю, что положительным изменениям способствовала проведённая с детьми работа – использование творческих упражнений на уроках литературного чтения.
Работа над техникой чтения - процесс достаточно длительный и не всегда привлекательный для детей.
Развивая навыки беглости чтения, важно помнить: мы одновременно должны развивать и познавательные психические процессы. Беглость чтения значима только в сочетании с ними. Чем правильнее чтение, тем выше его скорость. Чем быстрее идёт осмысление текста, тем успешнее работа по наращиванию темпа читаемого.Формирование навыка чтения оказывает существенное влияние на интеллектуальное развитие ребёнка.
При использовании приведенных упражнений и видов работ процесс совершенствование техники чтения идет легче и быстрее, совершенствуется устойчивость внимания, оперативная память. Упражнения по развитию техники чтения необходимы всем учащимся: одним эти упражнения помогают исправлять недостатки, другим – не терять приобретенные ранее навыки.
Статьи по педагогике:
Характеристика понятия «личность». Структура личности
Развитие личности - одна из главных категорий в психологии и педагогике. Развитие личности понимается, как процесс количественных и качественных изменений под влиянием вешних и внутренних факторов. Развитие ведет к изменению качеств личности, к появлению новых свойств. Изменение личности от возраст ...
Анализ объёма академических часов, отведённых на изучение программы
Основная образовательная программа по дисциплине «Природопользование» подготовки специалистов средне-специальных учебных заведений разрабатывается на основании настоящего государственного образовательного стандарта и включает в себя учебный план, программы учебных дисциплин, программы учебных и про ...
Виды моделирования. Графическое моделирование как основное средство
Глубина и значимость открытий, которые делает младший школьник, решая задачи, определяется характером осуществляемой им деятельности и мерой ее освоения, тем, какими средствами этой деятельности он владеет. Для того чтобы ученик уже в начальных классах мог выделить и освоить способ решения широко ...