Методика развития техники чтения на уроках литературного чтения

Страница 6

Скорость чтения молча и вслух нам помогают увеличить и работа по таблицам скорочтения, и жужжащее чтение, и чтение на время (молча) до указанного слова или с выделением определенной информации. Для увеличения скорости чтения молча можете использовать упражнение "Тихо!". К сжатым губам при чтении "про себя" дети прикладывают палец, что позволяет предупредить активное проговаривание, мешающее быстроте молчаливого чтения. Очень увлекательна и эффективна работа по таблице слов. Учащиеся ищут слова по ориентиру (из 4 букв, 2-ая буква л). В таблицу следует поместить наиболее часто употребляющиеся слова русского языка, словарные слова.

Учитель называет координаты, а дети отыскивают слово и наоборот.

Опытный читатель обычно читает часть фразы, додумывая конец. Развитие антиципации значительно увеличит скорость чтения ваших учеников. Часто в учебнике "Русский язык" предлагается найти устойчивое словосочетание. Это задание можно использовать для отработки антиципации. Первую часть устойчивого выражения предлагается прочитать, а вторую, закрыв, предлагается добавить:

Сделал дело - гуляй смело.

Лучше поздно чем никогда. И т.д.

Такое упражнение полезно и для развития речи.

На антиципацию отдельных слов предлагаю выполнить упражнение в восстановлении возможных слов на основе входящих в их состав согласных. Например: Ц-Л – цель, целый; С-Л – сало, соль, сила, осёл.

Интересное упражнение "Угадай" вводится с момента обучения чтению и усложняется с переходом к чтению связных текстов. Напишите на доске первый слог слова, например, до- и дайте задание отгадать какое слово спрятано (дорога, доля, домашний и т.д.). Также можно поступать и с текстом. Например: Мы с бра…(том) пош…(ли) в ки…(но).

Применяя на уроках упражнения надо помнить о том, что только систематическое их применение даст хорошие результаты. А чтение, как важное учебное умение, будет помогать детям добывать новые знания.

Одним из недостатков чтения может явиться малое поле зрения.

Раз угол зрения мал, то в поле зрения такого читалеля попадает меньше букв (частей строк), чем вообще возможно.

И здесь изобретены приемы, помогающие расширить угол зрения:

Использование таблицы Шульте. Таблицы Шульте (англ. Shultz tables) — случайно расположенные числа (или другие объекты) для тренировки быстрого их нахождения по порядку. Обычно применяются для исследования и развития психического темпа восприятия, в частности скорости зрительных ориентировочно-поисковых движений (что является основой скорочтения). Также позволяет расширить поле зрения. Широкое поле зрения сокращает время поиска информативных фрагментов текстов.

Таблица Шульте представляет собой листок бумаги, на котором нарисован квадрат со сторонами 20-25 см. Квадрат разбивается на 25 ячеек, в которые вписываются в беспорядке числа от 1 до 25.

Правила тренировки на таблицах Шульте.

Находить цифры необходимо беззвучным счётом, то есть про себя, в возрастающем порядке от 1 до 25 (без пропуска). Найденные цифры указываются только взглядом. В результате такой тренировки время считывания одной таблицы должно быть не более 25 сек.

Перед началом работы с таблицей взгляд фиксируется в ее центре, чтобы видеть таблицу целиком.

При поиске следующих друг за другом цифр разрешается фиксация глаз только в центре таблицы. Горизонтальные движения глаз запрещены. Расстояние от таблицы до глаз такое же, как и при чтении обычного текста, то есть примерно 25—30 см.

Время и периодичность тренировок нужно выбирать так, чтобы не переутомляться.

При работе с таблицами Шульте следует постоянно помнить, что тренировка здесь не самоцель. Главное — расширение поля зрения, что может быть достигнуто только при аккуратном выполнении правил работы с таблицами, систематическими и осознанными тренировками.

Засеките время, ребенок начинает поиск цифр в таблице от 1 до 30, при этом показывая их. При частом применении этих таблиц время сокращается, счет можно вести в обратном порядке, т.е. от 30 до 1

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11

Статьи по педагогике:

Преподаватель в системе дистанционного обучения
Анализ основных педагогических методов современного образования, основанного на компьютерных и телекоммуникационных технологиях, показывает, что содержание педагогической деятельности в новой образовательной системе существенно отличается от традиционной. Это требует от преподавателя специфических ...

Библиографическое описание электронных ресурсов
Основные понятия: Библиографическое описание электронного ресурса - библиографические сведения об электронном ресурсе, приведенные по определенным правилам, позволяющие идентифицировать его и получить представление о содержании, назначении, физических характеристиках, системных требованиях, режиме ...

Характеристика и структура речевого дефекта при общем недоразвитии речи
Общее недоразвитие речи – различные сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к ее звуковой и смысловой стороне, при нормальном слухе и интеллекте. Впервые теоретическое обоснование общего недоразвития речи было сформулиров ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.eduguides.ru