Санитарно-гигиенические навыки и их формирование у детей

Страница 2

Наиболее успешно гигиенические навыки формируются у детей раннего и младшего дошкольного возраста. В дальнейшем приобретенные навыки необходимо закреплять и расширять. В раннем и младшем дошкольном возрасте дети начинают проявлять самостоятельность в самообслуживании. Интерес, внимание ребенка к бытовым действиям, впечатлительность нервной системы дают возможность взрослым быстро научить ребенка определенной последовательности операций, из которых складывается каждое действие, приемам, которые помогают выполнять задание быстро, экономно. Если же это время упустить, неправильные действия автоматизируются, ребенок привыкает к неряшливости, небрежности.

К числу основных условий успешного формирования санитарно – гигиенических навыков С.А. Козлова и Т.А. Куликова относят:

- рационально организованная обстановка,

- четкий режим дня,

- руководство взрослых.

Под рационально организованной обстановкой понимается наличие чистого, достаточно просторного помещения с необходимым оборудованием, обеспечивающим проведение всех режимных элементов (умывание, питание, сон, занятия и игры). Для малышей особое значение имеет постоянство условий, знание назначения и места каждой нужной ему в течение дня вещи. Например, в умывальной комнате должно быть достаточное количество раковин необходимого размера, на каждой из которых лежит мыло; раковины и полотенца размещаются с учетом роста детей. Предметы личной гигиены ребенка должны быть красочными, располагающими к запоминанию. Начиная с года ребенок способен находить свое полотенце, которое всегда висит в определенном месте и имеет какой-либо красочный ориентир (рисунок на ткани, аппликация, вышивка и т. п.). Это повышает интерес детей к умыванию. Удобная организация условий для гигиенической процедуры должна побуждать ребенка к активности, самостоятельным действиям.

Режим дня обеспечивает ежедневное повторение гигиенических процедур в одно и то же время – это способствует постепенному формированию навыков и привычек культуры поведения. Формирование их происходит в играх, труде, занятиях, в быту. Ежедневно повторяясь, режим дня приучает организм ребенка к определенному ритму, обеспечивает смену деятельности, тем самым предохраняя нервную систему детей от переутомления. Выполнение режима дня способствует формированию санитарно – гигиенических навыков, воспитанию, организованности и дисциплинированности.

Формирование санитарно - гигиенических навыков осуществляется под руководством взрослых - родителей, воспитателя. Поэтому должна быть обеспечена полная согласованность в требованиях дошкольного учреждения и семьи.

Для успешного формирования санитарно-гигиенических навыков, считает Э. Степаненкова, необходимы следующие условия:

организация привлекательной и удобной для выполнения действий и заданий обстановки в детском саду и дома (мебель, оборудование, соответствующие росту детей, закрепленные места хранения вещей, доступные для пользования и т.д.);

разделение осваиваемых действий, следующих в строго установленном порядке, на ряд операций, что способствует более быстрому созданию прочных динамических стереотипов;

многократные упражнения детей в действиях с выделением способа и порядка их выполнения (особенно на начальном этапе обучения). При этом характер действий должен быть неизменным, формы - разные;

индивидуальная работа с каждым ребенком, учет уровня его развития и темпов овладения культурно-гигиеническими навыками;

организация ситуаций, обеспечивающих контроль над выполнением осваиваемых детьми в непривычной обстановке действий;

безукоризненное выполнение взрослыми всех гигиенических требований.

Для успешного привития санитарно-гигиенических навыков А.Г. Хрипкова и др. рекомендуют использовать целый ряд педагогических приёмов с учётом возраста детей:

- прямое обучение,

- показ,

- упражнения в выполнении действий в процессе дидактических игр,

- систематическое напоминание детям о необходимости соблюдать правила гигиены, постепенное повышение требований к ним.

При прямом обучении Н.П. Павлова советует учитывать следующее:

- Обучая детей нужно учитывать их опыт. Нельзя, например, начинать учить ребёнка пользоваться вилкой, если он ещё не научился правильно есть ложкой.

- Очень важна последовательность в обучении. Так, ребёнку легче сначала научиться мыть руки, а потом лицо.

- Постепенное усложнение требований, переводит ребёнка на новую ступень самостоятельности, поддерживает его интерес к самообслуживанию, позволяет совершенствовать навыки .

Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А. и др. предлагают такие методы и приёмы привития культурно-гигиенических навыков:

- личный пример взрослых,

- непосредственно образовательная деятельность, формирующая знание, понимание санитарно- гигиенических норм,

Страницы: 1 2 3 4

Статьи по педагогике:

Психологические основы деятельности учащихся в процессе обучения
В основе характеристики процесса учения лежит идея деятельностного подхода, разработанная в советской психологии. Учение – это система познавательных действий учащихся, направленных на решение учебно-воспитательных задач. Для человека характерна одновременно с предметной и внутренняя психическая де ...

Общее понятие о характере
В буквальном переводе с греческого характер означает чеканка, отпечаток. В психологии под характером понимают совокупность индивидуально-своеобразных психических свойств, которые проявляются у личности в типичных условиях и выражаются в присущих ей способах деятельности в подобных условиях. Характе ...

Понятие и характеристика множества
Множество - это совокупность объектов, рассматриваемая как одно целое. Понятие множества принимается за основное, т. е. не сводимое к другим понятиям. Объекты, составляющие данное множество, называются его элементами. Элементами множества могут быть самые разнообразные предметы любой природы, как к ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.eduguides.ru