Образование женщин в XIX веке

Страница 3

Присвоение женским училищам названия гимназий и прогимназий, якобы на том основании, что они соответствуют мужским, создало лишь видимость такого равенства. На самом деле женские гимназии (и министерские, и мариинские) давали меньший объем знаний, чем мужские, хотя количество часов, отведенных на общеобразовательные предметы было примерно одинаково (за исключением математики).

В программах женских гимназий отсутствовал такой предмет, как «краткое основание логики», зато много времени отводилось рукоделию. Женские гимназии, по словам известного педагога П.Ф.Каптерева, являлись «сколком с мужских», но курс женских гимназий был значительно облегчен и «разжижен».

В период правительственной реакции 80-х годов началось наступление и на женскую школу. И.Д.Делянов неоднократно пытался лишить женские гимназии права присваивать выпускницам звание домашних учительниц, дабы не привлекать в гимназии тех, кому «свойственно было бы искать элементарного образования».

Охранительная политика царского правительства привела к тому, что женские гимназии превратились в привилегированные учебные заведения, в которых могли учиться в основном дети имущих классов. Ведомство учреждений императрицы Марии также, вопреки своим декларациям о всесословности гимназий, принимало все меры к тому, чтобы уменьшить в них число «лиц низшего и беднейшего слоев общества». С этой целью постоянно повышалась плата за обучение. К 1879 году в столичных мариинских гимназиях она возросла с 25 до 65-70 рублей, в провинциальных – до 40 рублей в год. К 1887 году плата за обучение уже доходила до 100 рублей в год.

И все же, несмотря на чинимые самодержавием препятствия, сеть женских гимназий расширялась довольно быстро.

Во второй половине 19 века появляются частные женские гимназии, по своему курсу обучения соответствующие мужской средней школе. Так в 1872 году в Москве была открыта женская гимназия Фишер с полным курсом мужской классической гимназии. Общеобразовательное женское училище Спешневой, открытое в 1868, давало окончившим свидетельство, позволявшее поступать на медицинские и другие высшие курсы. Учебный план гимназии Оболенской (открыта в 1870 году), где работали выдающиеся педагоги А.Я.Герд и А.Н. Страннолюбский, совпадал с учебным планом мужских реальных гимназий.

Наряду с женскими гимназиями существовали закрытые женские учебные заведения – институты. По уставы 1855 года они подразделялись на три разряда: первый – высший – предназначался для детей потомственных дворян и тех, кто приобрел гражданские и военные чины не ниже штаб-офицерского; второй – средний – «для дочерей личных дворян, военных и гражданских обер-офицеров, почетных граждан и купцов». В учебные заведения третьего - низшего – разряда могли поступать дочери лиц прочих неподатных сословий. По окончании институтов первых двух разрядов воспитанницы (как и окончившие женскую гимназию) получали звание домашних наставниц и учительниц. В этих институтах большое место отводилось обучению рисованию, пению, музыке, танцам; в институтах третьего разряда главными предметами обучения были рукоделия и различные хозяйственные работы.

Наряду с гимназиями и женскими закрытыми учебными заведениями во второй половине 19 века продолжался рост женских средних учебных заведений учебного ведомства – епархиальных училищ, открывавшихся с разрешения синода. В 1868 году был утвержден единый устав для епархиальных училищ, который требовал «внушить и воспитать в детях преданность престолу и отечеству».

Епархиальные женские училища были полузакрытыми учебными заведениями, где наряду с интернатными воспитанницами обучались и приходящие. С конца 60-х годов в епархиальные училища принимались не только дети духовенства. Для них была установлена двойная плата. В 1889 году в 41 епархиальном училище обучалось 8478 девочек из семей духовенства и 1387 детей из других семей.

Учебный план епархиальных училищ, предусматривавший шестилетний курс обучения, включал: закон божий, русский язык, теорию словесности, историю, русскую литературу, арифметику, общие основания геометрии, общие сведения из физики, географию, практическое ознакомление со славянским языком, педагогика, чистописание и церковное пение, которому придавалось большое значение. Обязательными предметами было также ведение домашнего хозяйства и рукоделие. К необязательным предметам, преподававшимся за особую плату, относились новые языки, музыка, рисование. Приложенная к уставу программа отличалась необычайной краткостью. Составление подробных программ возлагалось на училища. Программы утверждались епархиальными властями.

Страницы: 1 2 3 4 5

Статьи по педагогике:

Методические основы проверки знаний учащихся
В этом пункте мы ответим на вопрос: какие функции несет в процессе обучения проверка знаний учащихся как закономерная часть этого процесса? Как необходимая часть процесса обучения, проверка знаний учащихся выполняет в этом процессе свои особые, специфические, только ей присущие функции и общие функ ...

Воспитание, школа и педагогическая мысль в XIII–XIV вв. на Востоке
Развитие педагогической мысли в XIII–XIV вв. В XIII–XIV веках в восточной педагогике превалирующую роль стал играть суфизм. Многие произведения восточной педагогики и философии распространялись в оригиналах или в переводах и пересказах ученых, получивших признание в странах Востока. В мактабах и ме ...

Основные этапы информационного моделирования
Прежде чем браться за какую-либо работу, нужно четко представить себе отправной и конечный пункт деятельности, а также примерные ее этапы. То же самое можно сказать и о моделировании. Отправной пункт здесь - прототип. Им может быть существующий или проектируемый объект или процесс. Конечный этап мо ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.eduguides.ru