Образование женщин в XIX веке

Страница 4

В 1895 году для епархиальных училищ были составлены новые программы, которые, сохраняя объем и содержание обучения, установленные уставом в 1868 году, четко регламентировал содержание курса по каждому предмету.

Окончившие епархиальные училища получали право преподавания в начальных народных и церковноприходских школах. Для педагогической практики воспитанниц при епархиальных училищах открывались начальные школы разных типов (церковноприходские, воскресные и т.п.). К 1889 году такие школы были учреждены при 23 епархиальных училищах.

Женские епархиальные училища были немаловажным звеном в сословно-классовой системе женского образования в дореволюционной России. Большое значение в борьбе с католическим духовенством придавалось учреждению епархиальных училищ в западных губерниях.

В целом женское среднее образование в 60-90-х годах 19 века по своему содержанию и по тем правам, которое оно давало окончившим среднюю школу, все еще не соответствовало ни потребностям в женском образовании, ни общему уровню среднего образования в России.

Женское профессиональное образование во второй половине 19 века развивалось слабо, что объяснялось в первую очередь неравноправным положением женщины во всех областях жизни. Не только царское правительство, но и либеральные деятели в области народного образования, вопреки тенденции развивающегося капитализма, все шире включавшей женщину в производство, не видели необходимости давать женщине глубокую общеобразовательную и профессиональную подготовку. «Назначение жизни женщины – это семья, - говорилось в докладе по вопросу о содержании профессионального образования женщин на I съезде по техническому и профессиональному образованию, - всякого рода познания, и общеобразовательные, и ремесленные, нужны ей в семье и для семьи». Однако жизнь все настойчивее требовала создания женских профессиональных учебных заведений, и потому сеть их медленно, но неуклонно расширялась.

Женские профессиональные школы подразделялись на несколько типов:

школы с общеобразовательным курсом в объеме начального училища и с обучение рукоделию. Принимались в них девочки с семи лет. Продолжительность обучения была четырех - пятигодичной. Задача школ – обучение различным видам женского домашнего труда;

школы с повышенным курсом начального образования, куда поступали выпускницы одноклассных городских училищ. После небольшого теоретического введения ученицы получали практическую подготовку по специальности белошвеек, модисток, портних и т.п.;

школы, дававшие одновременно общеобразовательную и профессиональную подготовку с двумя отделениями – общим и ремесленным. В ремесленном отделении на 42-45 недельных часов занятий 30-35 отводилось на профессиональную подготовку;

чисто ремесленные школы, где учились взрослые женщины, имевшие подготовку в объеме начального училища. Эти школы готовили в основном портних, вышивальщиц и т.д.

Бухгалтерских, акушерских, фельдшерских школ и классов было крайне мало, существовали они главным образом при общеобразовательных учебных заведениях. В 1870 году Общество распространения технических знаний открыло в Москве пятилетнюю женскую ремесленную школу с «целью образовать грамотных мастериц по различным женским мастерствам». Обучение в этой школе было платным. Ученицам давалось общее образование в объеме начальной школы и специальная подготовка по кройке, шитью, вышивке. Профессиональное обучение осуществлялось практически, в процессе выполнения заказов, которые принимались руководством училища.

К концу 19 века женское профессиональное образование в России было развито еще слабо, правительство не только не брало на себя инициативы в деле его организации, но и часто противодействовало инициативе частных лиц и общественных организаций. В 1898 году женских профессиональных школ было только 48, специальных ремесленных школ и классов, учебных мастерских – 30, кулинарных школ и школ домоводства – 3. кроме того, при 165 общеобразовательных школах были классы с преподаванием рукоделия.

Общественно-педагогическим движением конца 19 – начала 20 века с новой силой был поднят вопрос о развитии в стране женского образования. Несмотря на то, что в пореформенные десятилетия женское образование, особенно низшее и среднее, развивалось относительно быстрыми темпами (с 1856 по 1896 годы количество учащихся девочек в начальной школе увеличилось в 22 раза, контингент женской средней школы с 1856 по 1893 годы увеличился в 12 раз), многие острейшие проблемы женского образования не были решены.

Страницы: 1 2 3 4 5

Статьи по педагогике:

Использование музыки во внеклассное время в школе глухих
Музыкальное воспитание является частью воспитательного и образовательно-коррекционного процесса в специальных школах для детей с нарушениями слуха, направленного на всестороннее развитие учащихся, их социальную адаптацию. На музыкальных занятиях учащиеся учатся воспринимать музыку (с помощью индиви ...

Игровые приемы контроля знаний по МХК как педагогический механизм
Исходя из опыта педагогов-практиков, следует заметить, что прежде чем проводить текущий или итоговый контроль, каждый учитель должен ответить на вопрос: какие именно знания и умения учащихся целесообразно проверить на данном этапе. Ответ очевиден: следует проверять только те знания и умения учащихс ...

Правила оформления сносок и ссылок
Сноски и ссылки на использованную литературу являются обязательными элементами учебно-научной работы. В этом проявляется культура отношения к чужой мысли, чужому тексту. Сноска - вспомогательный текст пояснительного или справочного характера (перекрестная ссылка, библиографическая ссылка, примечани ...

Категории

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.eduguides.ru