В 1895 году для епархиальных училищ были составлены новые программы, которые, сохраняя объем и содержание обучения, установленные уставом в 1868 году, четко регламентировал содержание курса по каждому предмету.
Окончившие епархиальные училища получали право преподавания в начальных народных и церковноприходских школах. Для педагогической практики воспитанниц при епархиальных училищах открывались начальные школы разных типов (церковноприходские, воскресные и т.п.). К 1889 году такие школы были учреждены при 23 епархиальных училищах.
Женские епархиальные училища были немаловажным звеном в сословно-классовой системе женского образования в дореволюционной России. Большое значение в борьбе с католическим духовенством придавалось учреждению епархиальных училищ в западных губерниях.
В целом женское среднее образование в 60-90-х годах 19 века по своему содержанию и по тем правам, которое оно давало окончившим среднюю школу, все еще не соответствовало ни потребностям в женском образовании, ни общему уровню среднего образования в России.
Женское профессиональное образование во второй половине 19 века развивалось слабо, что объяснялось в первую очередь неравноправным положением женщины во всех областях жизни. Не только царское правительство, но и либеральные деятели в области народного образования, вопреки тенденции развивающегося капитализма, все шире включавшей женщину в производство, не видели необходимости давать женщине глубокую общеобразовательную и профессиональную подготовку. «Назначение жизни женщины – это семья, - говорилось в докладе по вопросу о содержании профессионального образования женщин на I съезде по техническому и профессиональному образованию, - всякого рода познания, и общеобразовательные, и ремесленные, нужны ей в семье и для семьи». Однако жизнь все настойчивее требовала создания женских профессиональных учебных заведений, и потому сеть их медленно, но неуклонно расширялась.
Женские профессиональные школы подразделялись на несколько типов:
школы с общеобразовательным курсом в объеме начального училища и с обучение рукоделию. Принимались в них девочки с семи лет. Продолжительность обучения была четырех - пятигодичной. Задача школ – обучение различным видам женского домашнего труда;
школы с повышенным курсом начального образования, куда поступали выпускницы одноклассных городских училищ. После небольшого теоретического введения ученицы получали практическую подготовку по специальности белошвеек, модисток, портних и т.п.;
школы, дававшие одновременно общеобразовательную и профессиональную подготовку с двумя отделениями – общим и ремесленным. В ремесленном отделении на 42-45 недельных часов занятий 30-35 отводилось на профессиональную подготовку;
чисто ремесленные школы, где учились взрослые женщины, имевшие подготовку в объеме начального училища. Эти школы готовили в основном портних, вышивальщиц и т.д.
Бухгалтерских, акушерских, фельдшерских школ и классов было крайне мало, существовали они главным образом при общеобразовательных учебных заведениях. В 1870 году Общество распространения технических знаний открыло в Москве пятилетнюю женскую ремесленную школу с «целью образовать грамотных мастериц по различным женским мастерствам». Обучение в этой школе было платным. Ученицам давалось общее образование в объеме начальной школы и специальная подготовка по кройке, шитью, вышивке. Профессиональное обучение осуществлялось практически, в процессе выполнения заказов, которые принимались руководством училища.
К концу 19 века женское профессиональное образование в России было развито еще слабо, правительство не только не брало на себя инициативы в деле его организации, но и часто противодействовало инициативе частных лиц и общественных организаций. В 1898 году женских профессиональных школ было только 48, специальных ремесленных школ и классов, учебных мастерских – 30, кулинарных школ и школ домоводства – 3. кроме того, при 165 общеобразовательных школах были классы с преподаванием рукоделия.
Общественно-педагогическим движением конца 19 – начала 20 века с новой силой был поднят вопрос о развитии в стране женского образования. Несмотря на то, что в пореформенные десятилетия женское образование, особенно низшее и среднее, развивалось относительно быстрыми темпами (с 1856 по 1896 годы количество учащихся девочек в начальной школе увеличилось в 22 раза, контингент женской средней школы с 1856 по 1893 годы увеличился в 12 раз), многие острейшие проблемы женского образования не были решены.
Статьи по педагогике:
Идеи обучения и воспитания в философско-религиозных
памятниках средней Азии
Культура и древние памятники на территории нынешнего Узбекистана. Культура Узбекистана имеет богатую и многообразную историю, уходящую корнями вглубь веков. Результаты археологических исследований и письменные источники позволяют говорить о значительной роли этого региона в развитии древних цивилиз ...
Особенности проявления музыкальных способностей у детей среднего
дошкольного возраста
Рассмотрение музыкальных способностей неразрывно связано с анализом проблемы общих способностей человека. Специальные способности, к которым относятся способности музыкальные, становятся созидательными лишь благодаря тому, что в их структуре проявляется и усиливается действие общих способностей. А ...
Реализация курса информатики в школе в соответствии
с ГОС-2004
Информатика в настоящее время - одна из фундаментальных отраслей научного знания, формирующая системно-информационный подход к анализу окружающего мира, изучающая информационные процессы, методы и средства получения, преобразования, передачи, хранения и использования информации. Начиная с 1998 года ...