Пути интеграции медико-биологического образования

Образование и воспитание » Интеграция детей с нарушенным зрением и слухом » Пути интеграции медико-биологического образования

Страница 1

В настоящее время состояние здоровья нации, а тем более подрастающего поколения катастрофическое. Приведем здесь лишь некоторые данные заболеваемости детей в начале обучения в первом классе: до 30 % первоклассников имеют речевые нарушения; у 15-20 % - нарушения нервно-психической сферы; у 30 % имеют хронические заболевания уха, горла, носа; от 2 до 10 % - функциональные нарушения сердечно-сосудистой системы, органов зрения; у 4-5 % - хронические заболевания желудочно-кишечного тракта.

Естественно, что в современных условиях наша задача состоит в том, чтобы ориентировать студентов на работу с детьми, в здоровье которых имеется то или иное отклонение от нормы. Стоит обратить внимание и на факт личной мотивации у студентов училища. Она заинтересованы знать о своем здоровье и о здоровье их будущих детей как можно больше, к тому же в Москве и Санкт-Петербурге за последние 20 лет рождаемость снизилась на 25 % и проблемы, связанные сохранной материнства и детства, вышли на первый план.

Изменившиеся цели подготовки специалистов ведут и к изменению содержания, а также форм, методов и средств обучения.

Содержание образования включает в себя 4 компонента:

1) традиционные знания, накопленные предшествующими поколениями;

2) выработанные стереотипные умения;

3) опыт творческой деятельности в процессе решения новых нестандартных задач, развитие поисковой активности;

4) опыт эмоционально-оценочной деятельности.

В нашем училище классическими (программными) являются следующие курсы: "Анатомия, физиология и гигиена детей дошкольного возраста" и "Основы педиатрии".

Они включают два первых компонента содержания образования. Но, зная о состоянии здоровья наших детей, мы вынуждены были ввести дополнительные курсы: "Основы патологической анатомии и патологической физиологии", а также "Невропатология".

Новые курсы способствуют формированию представления о современном физическом и неврологическом статусах ребенка, приобретению опыта решения нестандартных задач и эмоционально-оценочной деятельности лишь при условии глубокой интеграции всех дисциплин медико-биологического цикла на 1 этапе и на 2 этапе с базовыми психолого-педагогическими дисциплинами, а на 3 этапе - с частными методиками (см. схему).

Схема интеграции

1 этап. Медико-биологические дисциплины (анализ и корректировка программ)

Анализ программ всех дисциплин медико-биологического цикла позволил сделать корректировку и внести необходимые изменения в учебный материал. В результате один предмет помогает успешно освоить другой и происходит комплексное углубление знаний.

Например: серьезное изучение внутриутробного развития в основном курсе дает возможность эффективнее изучить наиболее распространенные врожденные патологии нервной системы, входящие в дополнительный курс; тема "Обмен веществ и энергии" основного курса является необходимой для полного анализа наследственно-дегенеративных заболеваний нервной системы у детей в дополнительном курсе; детальное изучение патогенеза аллергических реакций в дополнительном курсе помогает успешнее разбирать клинику аллергий в основном курсе; детальное изучение патогенеза аллергических реакций в дополнительном курсе помогает успешнее разбирать клинику аллергий в основном курсе; введение дополнительного курса позволило расширить раздел общей и медицинской генетики до нужного объема и это облегчает усвоение студентами материала из курса "Основы педиатрии".

Ни у кого не вызывает сомнения необходимость взаимодействия преподавателей медицинских предметов и дисциплин психолого-педагогического цикла. Однако здесь возникает ряд организационных сложностей, обойти которые нам не всегда удается. Но мы пытаемся через тематические педсоветы, совместные заседания комиссий, бинарные уроки и другие формы работы сообща решать новые для нас задачи. Например, бинарный урок по теме "Неврозы у детей. Профилактика невротических состояний" помог полнее раскрыть всю проблему, так как причины и клинику неврозов объяснял врач, а диагностику и некоторые приемы коррекции - психолог. Впоследствии этот урок вылился в методические рекомендации для самостоятельной работы студентов, участие в их создании приняли и преподаватели методики физического воспитания.

Страницы: 1 2

Статьи по педагогике:

Арифметическая задача. Виды арифметических задач
В окружающей нас жизни возникает множество таких жизненных ситуаций, которые связаны с числами и требуют выполнения арифметических действий над ними,— это задачи. Рассмотрим простую задачу на движение. Легковая машина была в пути 4 ч и шла со скоростью 56 км в час. Какое расстояние прошла машина? К ...

Клинико-психологическая характеристика детей с РДА
Синдром детского аутизма как самостоятельная клиническая единица был впервые выделен Л. Каннером в 1943 году. Аутизм (от латинского слова authos - сам), по О.С. Никольской, проявляется как отрыв от реальности, отгороженность от мира, отсутствие или парадоксальность реакций на внешние воздействия, п ...

Формы, особенности методов обучения по дисциплине «Природопользование»
Форма обучения по дисциплине «Природопользование» может быть как очной (дневной), так и заочной. При изучении учебной дисциплины «Природопользование» обращается внимание студентов СУЗов на ее прикладной характер, где и когда изучаемые теоретические положения и практические умения могут быть использ ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.eduguides.ru