В настоящее время состояние здоровья нации, а тем более подрастающего поколения катастрофическое. Приведем здесь лишь некоторые данные заболеваемости детей в начале обучения в первом классе: до 30 % первоклассников имеют речевые нарушения; у 15-20 % - нарушения нервно-психической сферы; у 30 % имеют хронические заболевания уха, горла, носа; от 2 до 10 % - функциональные нарушения сердечно-сосудистой системы, органов зрения; у 4-5 % - хронические заболевания желудочно-кишечного тракта. стеклянное ограждение лестниц, kazan
Естественно, что в современных условиях наша задача состоит в том, чтобы ориентировать студентов на работу с детьми, в здоровье которых имеется то или иное отклонение от нормы. Стоит обратить внимание и на факт личной мотивации у студентов училища. Она заинтересованы знать о своем здоровье и о здоровье их будущих детей как можно больше, к тому же в Москве и Санкт-Петербурге за последние 20 лет рождаемость снизилась на 25 % и проблемы, связанные сохранной материнства и детства, вышли на первый план.
Изменившиеся цели подготовки специалистов ведут и к изменению содержания, а также форм, методов и средств обучения.
Содержание образования включает в себя 4 компонента:
1) традиционные знания, накопленные предшествующими поколениями;
2) выработанные стереотипные умения;
3) опыт творческой деятельности в процессе решения новых нестандартных задач, развитие поисковой активности;
4) опыт эмоционально-оценочной деятельности.
В нашем училище классическими (программными) являются следующие курсы: "Анатомия, физиология и гигиена детей дошкольного возраста" и "Основы педиатрии".
Они включают два первых компонента содержания образования. Но, зная о состоянии здоровья наших детей, мы вынуждены были ввести дополнительные курсы: "Основы патологической анатомии и патологической физиологии", а также "Невропатология".
Новые курсы способствуют формированию представления о современном физическом и неврологическом статусах ребенка, приобретению опыта решения нестандартных задач и эмоционально-оценочной деятельности лишь при условии глубокой интеграции всех дисциплин медико-биологического цикла на 1 этапе и на 2 этапе с базовыми психолого-педагогическими дисциплинами, а на 3 этапе - с частными методиками (см. схему).
Схема интеграции
|
Анализ программ всех дисциплин медико-биологического цикла позволил сделать корректировку и внести необходимые изменения в учебный материал. В результате один предмет помогает успешно освоить другой и происходит комплексное углубление знаний.
Например: серьезное изучение внутриутробного развития в основном курсе дает возможность эффективнее изучить наиболее распространенные врожденные патологии нервной системы, входящие в дополнительный курс; тема "Обмен веществ и энергии" основного курса является необходимой для полного анализа наследственно-дегенеративных заболеваний нервной системы у детей в дополнительном курсе; детальное изучение патогенеза аллергических реакций в дополнительном курсе помогает успешнее разбирать клинику аллергий в основном курсе; детальное изучение патогенеза аллергических реакций в дополнительном курсе помогает успешнее разбирать клинику аллергий в основном курсе; введение дополнительного курса позволило расширить раздел общей и медицинской генетики до нужного объема и это облегчает усвоение студентами материала из курса "Основы педиатрии".
Ни у кого не вызывает сомнения необходимость взаимодействия преподавателей медицинских предметов и дисциплин психолого-педагогического цикла. Однако здесь возникает ряд организационных сложностей, обойти которые нам не всегда удается. Но мы пытаемся через тематические педсоветы, совместные заседания комиссий, бинарные уроки и другие формы работы сообща решать новые для нас задачи. Например, бинарный урок по теме "Неврозы у детей. Профилактика невротических состояний" помог полнее раскрыть всю проблему, так как причины и клинику неврозов объяснял врач, а диагностику и некоторые приемы коррекции - психолог. Впоследствии этот урок вылился в методические рекомендации для самостоятельной работы студентов, участие в их создании приняли и преподаватели методики физического воспитания.
Статьи по педагогике:
Проблемы и перспективы развития Северного морского
пути
Проблемы функционирования Северного морского пути тесно связаны с общими проблемами Российской Арктики. Эффективное использование Северного морского пути в качестве международного транспортного коридора, решающего задачи транспортировки грузов для обеспечения экономических потребностей России и меж ...
Аппаратно-программный комплекс диагностики функционального состояния «Тетр»
как возможная основа организации валеологического мониторинга в ярославских
школах
Комплекс «Тетр», разрешающий задачи психофизиологической валеологической диагностики функционального состояния непосредственно в условиях школы, начал создаваться с 2001 года. В его основе два аппаратно-программных метода. 1. Компьютерная программа «теппинг-тест». Программа создана в 2002 году в об ...
Структура
модуля
Данная структура определяется посредством: 1) разделения содержания модуля на учебные элементы (УЭ) с учетом интегрирующей цели и в соответствии с анализом предметных знаний. Это будут учебные элементы теоретического содержания модуля. Они идут под номерами УЭ-1, УЭ-2, УЭ-3 и т.д.; 2) выделения тре ...