Культура поведения помогает общению человека с окружающими, способствует обретению эмоционального благополучия, комфортного самочувствия и успешной жизнедеятельности.
Дети нуждаются в раскрытии глубокого внутреннего смысла культуры поведения, в понимании того, что следование приличиям свидетельствует об уважении к людям, традициям, иначе они будут видеть в них пустые условности. Стиль поведения ребёнка в значительной мере складывается под влиянием общественного мнения, поэтому важно, чтобы в сферу общественных оценок вошла культура поведения. Большое значение имеют культурные национальные особенности, сложившиеся в результате нравственного развития многих поколений и являющиеся непременным атрибутом общечеловеческой культуры.
Культура поведения как сложное синтетическое образование включает в себя: нравственную культуру личности, этическую культуру, культуру общения, культуру гигиенических навыков и т.д. Вопрос нравственного воспитания подрастающего поколения всегда стоял очень остро и волновал наших предшественников. Ими написано немало книг о воспитании культуры поведения у школьников (Н.Ф. Виноградова, С.А. Козлова, Т.А. Куликова, Л.Ф. Островская, С.В. Петерина и т.д.). Приведём в пример систему нравственного воспитания И. Гербарта (1776-1841), которая включала следующие положения :
Удерживать воспитанника в определённых границах (этому служит управление детьми, обучение их послушанию), надо установить границы поведения для детей.
Определять воспитанника, то есть поставить ребёнка в такие условия, при которых он не только из указаний воспитателя, но из собственного опыта поймёт, что «непослушание ведёт к тяжёлым переживаниям».
Установить чёткие правила поведения.
Поддерживать в душе воспитанника «спокойствие и ясность», т.е. не давать основания для того, «чтобы воспитанник усомнился в истине».
«Волновать» душу ребёнка одобрением и порицанием.
«Увещевать» воспитанника, указывать на его промахи, исправлять их.
Эти положения, актуальные для системы воспитания 18 века, вполне применимы и к современному процессу воспитания, более того, они являются теми непреходящими истинами, которые будут играть определяющую роль и в воспитании наших потомков.
Вопросами нравственности занимался И. Кант (1724-1804). В нравственности он видел одно из важнейших измерений человеческого мира. Её исследованию он посвятил «Критику практического разума», «Основы метафизики», «Нравов», «Метафизику нравов». Актуальны, значимы и современны лекции Канта по этике (1780-1782). В них Кант рассуждает об этике межличностных отношений, о нравственных обязанностях людей. Приведём положения этики Канта, которые могут стать твёрдой и прочной основой на пути к формированию культуры поведения у школьников, к воспитанию гуманной, здравомыслящей личности.
Положения этики И.Канта:
Если мы хотим, чтобы нас уважали, то и сами должны питать уважение к другим людям и к человечеству вообще.
Мы должны поступать так, как требуем от других, чтобы они поступали по отношению к нам.
Каждый должен следить за тем, чтобы его действия не только не подавали отрицательный пример, не только не заключали в себе зла, а служили бы положительным примером и содержали в себе добро <…> Действия наши, должны быть не просто хороши, а должны служить примером для других.
Статьи по педагогике:
Нерациональное природопользование
Нерациональное природопользование сказывается в снижении качества, растрате и исчерпании природных ресурсов, загрязнении окружающей среды, подрыве восстановительных сил природы, снижении её оздоровительных и эстетических достоинств. Таким образом, при нерациональном природопользовании происходит эк ...
Методы и приемы использования демонстрационныхматериалов
Методам обучения, от которых зависит немалый успех работы учителя и школы в целом, посвящен не один десяток фундаментальных исследований, как в теории педагогики, так и в частных методиках преподавания отдельных учебных предметов. Несмотря на это проблема методов обучения, как в теории обучения, та ...
Семья как специфическая педагогическая система. Особенности развития
современной семьи
Социология рассматривает семью как часть целого общественного организма, как клетку общества, как социальный воспитательный коллектив. Все изменения, происходящие в социально – экономической сфере, обязательно находят свое отражение в семье. В отличие от других социальных коллективов – производстве ...