Культура поведения помогает общению человека с окружающими, способствует обретению эмоционального благополучия, комфортного самочувствия и успешной жизнедеятельности.
Дети нуждаются в раскрытии глубокого внутреннего смысла культуры поведения, в понимании того, что следование приличиям свидетельствует об уважении к людям, традициям, иначе они будут видеть в них пустые условности. Стиль поведения ребёнка в значительной мере складывается под влиянием общественного мнения, поэтому важно, чтобы в сферу общественных оценок вошла культура поведения. Большое значение имеют культурные национальные особенности, сложившиеся в результате нравственного развития многих поколений и являющиеся непременным атрибутом общечеловеческой культуры.
Культура поведения как сложное синтетическое образование включает в себя: нравственную культуру личности, этическую культуру, культуру общения, культуру гигиенических навыков и т.д. Вопрос нравственного воспитания подрастающего поколения всегда стоял очень остро и волновал наших предшественников. Ими написано немало книг о воспитании культуры поведения у школьников (Н.Ф. Виноградова, С.А. Козлова, Т.А. Куликова, Л.Ф. Островская, С.В. Петерина и т.д.). Приведём в пример систему нравственного воспитания И. Гербарта (1776-1841), которая включала следующие положения :
Удерживать воспитанника в определённых границах (этому служит управление детьми, обучение их послушанию), надо установить границы поведения для детей.
Определять воспитанника, то есть поставить ребёнка в такие условия, при которых он не только из указаний воспитателя, но из собственного опыта поймёт, что «непослушание ведёт к тяжёлым переживаниям».
Установить чёткие правила поведения.
Поддерживать в душе воспитанника «спокойствие и ясность», т.е. не давать основания для того, «чтобы воспитанник усомнился в истине».
«Волновать» душу ребёнка одобрением и порицанием.
«Увещевать» воспитанника, указывать на его промахи, исправлять их.
Эти положения, актуальные для системы воспитания 18 века, вполне применимы и к современному процессу воспитания, более того, они являются теми непреходящими истинами, которые будут играть определяющую роль и в воспитании наших потомков.
Вопросами нравственности занимался И. Кант (1724-1804). В нравственности он видел одно из важнейших измерений человеческого мира. Её исследованию он посвятил «Критику практического разума», «Основы метафизики», «Нравов», «Метафизику нравов». Актуальны, значимы и современны лекции Канта по этике (1780-1782). В них Кант рассуждает об этике межличностных отношений, о нравственных обязанностях людей. Приведём положения этики Канта, которые могут стать твёрдой и прочной основой на пути к формированию культуры поведения у школьников, к воспитанию гуманной, здравомыслящей личности.
Положения этики И.Канта:
Если мы хотим, чтобы нас уважали, то и сами должны питать уважение к другим людям и к человечеству вообще.
Мы должны поступать так, как требуем от других, чтобы они поступали по отношению к нам.
Каждый должен следить за тем, чтобы его действия не только не подавали отрицательный пример, не только не заключали в себе зла, а служили бы положительным примером и содержали в себе добро <…> Действия наши, должны быть не просто хороши, а должны служить примером для других.
Статьи по педагогике:
Педагогическая поддержка как одна из стратегий воспитания
В последние годы проблема педагогической поддержки детей (подростков), остается достаточно актуальной не только в специальной но и общей педагогике, а также в психологии, социальной педагогике и ряде других отраслей научного познания. Психолого- педагогические основы формирования и развития личност ...
Педагогические ценности руководителя этнокультурного центра и
их воплощение в его профессиональной деятельности
Народная культура и народная педагогика - теснейшим образом связанные между собой понятия. Народная педагогика, включая в себя все компоненты народной культуры, передает многовековой опыт воспитания норм и правил поведения в природе и обществе через примеры, обычаи, традиции. Народная педагогика ка ...
Этапы музыкального развития детей среднего дошкольного возраста
Исследователи в области психологии внесли заметный вклад в изучение возрастных изменений человеческой психики, особенно психики детей дошкольного возраста. Идеи фундаментальных исследований А. Н. Леонтьева, А. В. Запорожца, А. А. Маркосяна, В. В. Давыдова и других ученых лежат в основе организации ...