Диалектический подход – обеспечивает формирование у детей начальных форм диалектического рассмотрения и анализа окружающих явлений в их движении, изменении и развитии, в их взаимосвязях и взаимопереходах (Н.Н. Поддьяков, Н.Е. Веракса). У дошкольников развивается общее понимание того, что любой предмет, любое явление имеет свое прошлое, настоящее и будущее. Это особенно важно, когда даются знания исторического характера, отражающие взаимосвязь культур в разные исторические эпохи.
Культурологический подход – подчеркивается ценность уникальности пути развития своего родного края во взаимосвязи природных и культурных его особенностей, их взаимосвязи, взаимовлияния. Это отражается как в создании предметно-развивающей среды, так и в содержании работы с детьми.
В соответствии с этими подходами содержание знаний о родном крае и нравственном облике жителей условно можно разделить на три основных блока: мир природы, деятельность человека и культурный облик родного края (города).
Овладевая таким подходом к познанию окружающего мира, дети пытаются найти причину того или иного явления (в том числе и исторического), установить взаимосвязь прошлого, настоящего и будущего.
В основу разработки содержания и технологии ознакомления детей с родным краем и нравственными ценностями положены конкретные принципы:
Энциклопедичность – обеспечивает отбор содержания знаний из разных областей действительности (природа, социальный мир, культура и т.д.).
Уникальность места. Территория региона рассматривается как универсальная ценность для людей, которые считают ее своей родиной. Изучение природной, культурной, социально-экономической уникальности края, связи с предшествующими поколениями (народные традиции, творчество) является важным условием формирования культуры личности. Этот принцип предполагает изучение специфики природного и культурного наследия, духовных ценностей, историко-культурных, этнокультурных особенностей развития региона. Значение принципа уникальности места определяется его огромным влиянием на формирование патриотизма как важнейшего качества личности будущего гражданина.
Интеграция знаний (Н.Ф. Виноградова) – установление соотношений между информацией естественно-научного характера и сведениями о человеческой деятельности. Реализация этого принципа обеспечивает отбор содержания знаний для понимания детьми целостной картины мира.
Единство содержания и методов.
Динамика преемственности связей – на каждой возрастной ступени она означает отбор наиболее актуальных знаний и их постепенное усложнение, при этом учитывается специфика изменения социального опыта детей дошкольного возраста.
Таким образом, можно представить следующие компоненты содержания нравственно-патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста в условиях дошкольного образовательного учреждения:
Познавательный (представления ребенка об окружающем мире):
о семье, своей родословной;
о культуре народа, его традициях, народном творчестве;
о природе родного края и страны, деятельности человека в природе;
об истории страны, отраженной в художественной литературе, названиях улиц, памятниках;
о символике родного края и страны (герб, гимн, флаг);
о самых известных деятелях страны;
о живущих вместе с нами людях других национальностей.
Эмоционально-побудительный (эмоционально-положительные чувства ребенка к окружающему миру):
любовь и чувство привязанности к родной семье и дому;
интерес к жизни родного города и страны;
гордость за достижения своей страны;
уважение к культуре и традициям своего народа, к историческому прошлому;
восхищение народным творчеством;
любовь к родному языку, к родной природе;
Статьи по педагогике:
Особенности эстетического воспитания детей с недостатками слуха
Эстетическое воспитание – это процесс целенаправленного и систематического влияния на формирование у учащихся эстетического восприятия и понимания прекрасного в природе, искусстве, обществе, художественного вкуса и способности к художественному творчеству. Работа школы-интерната по эстетическому во ...
Роль экологических сведений в процессе формирования экологической культуры
Аттрактивность, привлекательность природных объектов, сформировавшаяся вследствие действия механизмов перцептивно-эмоционального канала, а также социальных релизеров, может обусловливать возникновение к ним познавательного интереса. В развитии отношения к тем или иным природным объектам большую рол ...
Требования к структурным элементам учебно-методического
комплекса дисциплины
Как и к любому пособию, курсовой работе и т.д. к УМК предъявляются особые требования. Будем их рассматривать отдельно для каждого блока. Нормативные документы, требования которых учитывались при разработке УМК, включают: примерные программы дисциплин предметной подготовки по специальностям; оценочн ...