Физкультурные праздники в начальных классах обычно посвящаются каким-либо знаменательным датам. В программу таких праздников, как правило, включают парад участников и торжественное открытие праздника с подъемом флага, массовые гимнастические выступления, простейшие спортивные соревнования, игры, аттракционы, пляски, хороводы, песни.
В положении о празднике указываются: цель, задачи, время и место проведения, порядок его подготовки (распределение обязанностей между его организаторами), порядок открытия и закрытия, состав участников и программы показательных выступлений, участники и программы массово - затейной части, форма заявок на участие в соревнованиях.
На торжественном закрытии праздника вручают призы и грамоты победителям.
В ходе любого праздника осуществляется решение целого ряда задач, способствующих гармоническому развитию ребенка, но одновременно ставится главная задача, в соответствии с которой подбирается тематика и содержания, определяются методы и приемы работы.
По доминирующей задаче выделяют следующие праздники.
Формирование здорового образа жизни. Это тематические праздники типа "Солнце, воздух и вода наши лучшие друзья”, "День здоровье”.
Воспитание интереса к физкультуре и спорту, к личным достижениям, к спортивным событиям нашей страны и всего мира. Характерными особенностями этих праздников является включение в их программу игр с элементами командного и личного материала и эстафет. Подбор познавательного материала об олимпийском движении, российских спортсменах. Тематика таких праздников "Олимпийцы среди нас”, "Веселые старты”.
Шуточные праздники - развлечения с целью создания хорошего настроения от игр, аттракционов, совместной с взрослыми деятельности, музыкального сопровождения, забавных атрибутов. Цель таких праздников - позабавить детей, доставить им удовольствие.
Демонстрация спортивных достижений. Такой праздник обычно совмещается с итоговыми событиями в жизни детей: окончание учебного года ("Какими мы стали”) или сезонными изменениями: конец зимы, лета ("Лыжные соревнования”, "Велосипедные гонки”).
Формирование познавательной активности. Цель - расширять и систематизировать знания в области экологии, географии, астрономии, литературы. В такие праздники включаются соревнования эрудитов: викторины, разгадывание кроссвордов, отгадывание загадок. Такие викторины и конкурсы должны быть совмещены с соревновательными, двигательными конкурсами.
Воспитание нравственных качеств. Игровая деятельность, направленная на формирование готовности и умения прийти друг другу на помощь, является непременным компонентом содержания этих праздников.
По двигательному содержанию праздники делятся:
на комбинированные - стоится на основе сочетания разных видов физических упражнений: гимнастики, подвижных и спортивных игр, спортивных упражнений;
на основе спортивных игр (проведение между параллельными группами чемпионатов по футболу, баскетболу, хоккею и другим спортивным играм). Можно включить в праздник игры - эстафеты и игры с элементами индивидуальных и коллективных соревнований;
на основе спортивных упражнений. Такие праздники организуются на основе объединения нескольких сезонных видов спорта (например, ходьба на лыжах, катание на санках зимой или катание на велосипеде, роликах летом);
на основе подвижных игр, аттракционов, забав. Это наиболее распространенный вид праздника. Он не требует сложного инвентаря, специально оборудованной площадки. Универсальность праздника заключается в том, что к участию в нем можно привлечь детей всех возрастов и взрослых.
По методам проведения праздников выделяются следующие их разновидности:
игровые - проводятся с детьми всех возрастов; игры - прекрасное средство развития. Дети младшего возраста увлекаются самыми разнообразными подвижными играми. Некоторые описаны в пособии Прибыщенко М.Н. "Спортивные праздники круглый год”.
соревновательные - участники двух и более команд соревнуются между собой или все дети вступают в противоборство с реальным или воображаемым персонажем;
сюжетные - выполнение двигательных заданий осуществляется в соответствии с рассказом ведущего, а все игры и упражнения связываются единой темой и идеей;
творческие - их цель формирование творческой активности, умение самостоятельно принимать решения, инициативы (это задание - головоломки, поисковые вопросы).
Статьи по педагогике:
Средства обучения в ДО
В ДО средства обучения реализуются через новые информационные технологии. Традиционные учебники, учебно-практические пособия, рабочие тетради и др. широко используются в системах ДО. В зарубежных системах ДО, где технический уровень оснащения образовательного процесса высок, доля печатных изданий ...
Теоретические предпосылки интеграции лиц с нарушенным
зрением
Первичные проблемы, связанные с социальной интеграцией незрячих, появляются с рождением слепого ребенка. Проблему развития слепого ребенка в семье изучали ряд авторов (Р. Баркер, М. Бауман, Дж. Боули, Ф. Гатлен, Дж. Зук, Н. Йодер, О. Кохен, Б. Ловенфельд, Т.П. Паташене, Д. Уоррен, К. Уильямс, В.А. ...
Роль экологических сведений в процессе формирования экологической культуры
Аттрактивность, привлекательность природных объектов, сформировавшаяся вследствие действия механизмов перцептивно-эмоционального канала, а также социальных релизеров, может обусловливать возникновение к ним познавательного интереса. В развитии отношения к тем или иным природным объектам большую рол ...