В начальный период формирования речи развитие основных компонентов речевого слуха идет неравномерно. Так, на первых этапах речевого развития особая роль отводится слуховому вниманию, хотя основную смысловую нагрузку несет звуковысотный слух. Дети умеют узнавать изменения голоса:
-по высоте в соответствии с эмоциональной окраской речи (плачут в ответ на сердитый тон и улыбаются на доброжелательный и ласковый);
-тембру (отличают по голосу мать и других близких);
-правильно воспринимают ритмический рисунок слова, т.е. его акцентно-слоговую структуру (особенности звукового строения слова, зависящие от количества слогов и места ударного слога) в единстве с темпом речи.
В дальнейшем в развитии речи большую роль играет формирование фонематического слуха, т.е. способности четко отличать одни звуки от других, благодаря чему узнаются и понимаются отдельные слова.
Интонационно невыразительная речь может быть следствием сниженного слуха, недоразвития речевого слуха, неправильного речевого воспитания, различных нарушений речи (например, дизартрии, ринолалии и др.)
Вывод: Раннее восприятие ребенком слов осуществляется на основе ритмико-мелодической структуры. В начальный период развития речи «интонация, ритм и общий звуковой рисунок слова получают … смысловую нагрузку». Фонематический состав слова не воспринимается. Произнося первые слова, ребенок воспроизводит их общий звуковой облик, обычно в ущерб роли в нем отдельных звуков. Даже когда произносится всего лишь слог или одно слово, тон, голос, интонация заменяют другие части предложения.
У детей дошкольного возраста наблюдаются следующие закономерности развития просодической стороны речи:
Ритмической структурой слова ребенок овладевает постепенно.
В дошкольном возрасте ребенок плохо управляет своим голосом, с трудом меняет его громкость, высоту.
Темп речи вначале медленный, а затем ускоряется по мере овладения беглой речью.
В этом возрасте дети искажают слоговой состав слова.
У детей дошкольного возраста наблюдаются разнообразные ошибки в постановке ударения.
Дети усваивают интонационные рисунки предложений различных конструкций только по подражанию.
Интонационная сторона речи, как составная часть звуковой культуры речи, формируется и развивается на основе хорошо развитого речевого слуха. Дети умеют узнавать изменения голоса: по высоте, тембру, правильно воспринимают ритмический рисунок слова в единстве с темпом речи.
Многие дети перенимают просодемы почти без обучения. В науке о языке наименее изучен вопрос об интонации различных типов предложения и, следовательно, о просодемах, об участии их в модулировании артикуляционных органов.
У нормально развивающихся детей не наблюдается резких нарушений просодической стороны речи. Несмотря на относительную легкость восприятия и воспроизведения просодики у дошкольника, все же у него наблюдаются и его несовершенства, как результат недостаточного развития центральной нервной системы.
В патологических случаях изложенные закономерности нарушаются.
Статьи по педагогике:
Анализ уровня обучаемости учащихся лицея
Проводя исследования учащихся, поступающих в образовательное учреждение начального профессионального образования для получения специальности, педагоги Качканарского технического лицея детально анализируют начальный уровень развития ученика с помощью входной диагностики. Одним из направлений являетс ...
Актуализация информации, подготовка учащихся к чтению. Подготовительные
упражнения
Какие литературные жанры вы знаете? Назовите их (ориентировка на жанр текста). Назовите художественные произведения, которые вы знаете: сказки, рассказы, повести и т.д. О чём там говорится? Назовите французских писателей, которых вы знаете. Знаете ли вы автора данной книги? (знакомство с автором кн ...
Педагогические возможности семьи
Проводимые исследования конкретизировали содержание педагогического просвещения родителей, в них давались практические рекомендации по работе с семьей. Как показали исследования, чем выше уровень педагогической подготовленности родителей, тем активнее и успешнее их педагогическая деятельность. В ра ...