Особенности формирования представлений о правах человека у детей старшего дошкольного возраста в процессе правового воспитания

Образование и воспитание » Правовая социализация детей старшего дошкольного возраста » Особенности формирования представлений о правах человека у детей старшего дошкольного возраста в процессе правового воспитания

Страница 2

Особенность методики правового воспитания выражается также в специфическом (правовом) содержании воспитательных воздействий и соответствующем преломлении общепедагогических методов. Используя те или иные методы правового воспитания, необходимо ориентироваться на то, какие качества учитель хочет с помощью этих методов сформировать. Четкое представление об этих качествах обусловливает целенаправленность использования учителем отдельных методов и всей их совокупности. В результате правильно организованного правового воспитания (в сочетании с другими направлениями воспитательной работы) у детей формируются такие качества, как, например, нетерпимость к нарушениям правопорядка, чувство ответственности, справедливости, долга и др. сформировать эти качества можно только при условии, если в работе с учащимися будут использованы все перечисленные методы правового воспитания.

Права детей сегодня стали «модной» темой. Однако это мало способствует изменению правовой культуры, которой Россия, к сожалению, не может похвастаться. Наша страна встала на путь становления правового государства, а в цивилизованном демократическом обществе права и интересы человека должны быть поставлены на первое место. Необходимым условием этого является информированность людей, знание ими своих прав и обязанностей. Благодаря правам человек получает возможность не только что- либо делать, действовать, но и требовать соблюдения своих прав.

«Всеобщая декларация прав человека», «Конвенция о правах ребенка», принятые ООН, - основополагающие документы, признанные мировым сообществом.

Конвенция - провозглашает ребенка самостоятельным субъектом права. Но реализации прав ребенка невозможно добиться только путем принятия правозащитных законов и создания механизмов обеспечения их выполнения. Не менее важным является осознание всем нашим обществом, взрослыми и детьми, каждым человеком необходимости устранения из нашего сознания, нашей психологии непризнания ребенка самостоятельной личностью, имеющей свои права и обязанности.

Задача работников дошкольных образовательных учреждений - донести до сознания детей в доступной форме «Конвенцию о правах ребенка». Разработаны методические рекомендации по организации системы работы по правовому воспитанию в ДОУ, памятки для воспитателей детских садов, в которых представлены новые формы и методы работы с детьми дошкольного возраста по ознакомлению с правами ребенка. Многие дошкольные образовательные учреждения считают правовое воспитание одним из приоритетных направлений своей деятельности. Воспитательно-образовательный процесс в детском саду проходит в форме игровых и познавательных ситуаций, способствующих осмыслению детьми прав ребенка, развитию у них чувства собственного достоинства, терпимости и уважения ко всем людям.

Эффективность осуществления правового воспитания старших дошкольников в условиях дошкольного учреждения возможна в контексте общей системы нравственного воспитания при следующих условиях: использовании в комплексе разнообразных средств и методов воспитания, позволяющих детям глубже осознать гуманную сущность прав человека, его обязанностей, норм и правил поведения; создании в группе детей атмосферы, стимулирующей проявление гуманных чувств и уважительных отношений; обеспечении преемственности воспитательных усилий педагогов и родителей.

Детям старшего дошкольного возраста (5-6 лет) доступна система знаний о правах человека, четко структурно оформленная и опирающаяся на следующие принципы отбора:

– права, с содержанием которых дети постоянно встречаются в своей жизни;

– права, которые наиболее часто нарушаются взрослыми или другими детьми;

– права, знание которых может способствовать развитию интереса детей к социальным явлениям и доступны познанию на уровне элементарных обобщений.

Формирование у детей 5-6 лет представлений о правах человека происходит более успешно при использовании поисково-экспериментальных, игровых, проблемных, практических методов, наблюдения и самонаблюдения, что делает этот процесс личностно-значимым.

На современном этапе развития Российского общества у россиян сохраняется повышенный интерес к получению правовых знаний. Для удовлетворения этого интереса государственными структурами, научными и образовательными учреждениями, общественными формированиями делается немало. Однако далеко не все граждане России получают необходимую информацию о ее действующем законодательстве, о своих правах и обязанностях. Само знание законов зачастую не связывается у людей, особенно - у молодого поколения, с уважением к ним, с убеждением о необходимости их неукоснительного исполнения.

Страницы: 1 2 3 4

Статьи по педагогике:

Понятие «Арктика»
Арктика – северная полярная область Земли, включающая окраины материков Евразии и Северной Америки, почти весь Северный Ледовитый океан с островами (кроме прибрежных островов Норвегии), а также прилегающие части Атлантического и Тихого океанов. Площадь около 27 млн. кв. км; иногда Арктику ограничив ...

Коррекция нарушений звуко-слоговой структуры слова
Преодоление этого нарушения достигается путем целенаправленной логопедической работы по коррекции звуковой стороны речи и фонематического недоразвития. Система обучения и воспитания детей дошкольного возраста с нарушениями звуко-слоговой структуры слова включает коррекцию речевого дефекта и подгото ...

Принципы педагогических концепций в источниках устного народного творчества
Устное народное творчество как средство нравственного и эстетического воздействия на личность. В государственной образовательной политике республики Узбекистан приобщение обучающихся к национально-культурному наследию народа ставится в ряд первостепенных задач образования. В Национальной программе ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.eduguides.ru