Мотивы досуга

Культурно-досуговая деятельность ребёнка связана с удовлетворением познавательных и практических потребностей, которые основываются на мотиве деятельности. Освоение реального мира в процессе культурно-досуговой деятельности требует от ребёнка активности, напряжения, способности к саморазвитию и самовыражению. Вместе с тем важно отметить, что большинство детей дошкольного и школьного возраста предпочитают проводить свой досуг на уровне пассивного потребления развлекательных программ, большинство из них не умеют самостоятельно воспользоваться имеющимися возможностями для проведения интересного, содержательного и познавательного досуга. Ребёнок часто стремится в своё свободное время получить развлечения, а не новые знания. К основным причинам этого явления можно отнести то, что взрослые не приучают ребёнка с детства относится к досугу как к источнику удовлетворения своих познавательных потребностей и устремлений. Часто проявляется неправильное отношение взрослых к организации свободного времени детей.

М.Б. Зацепина, выделяет три типа отношения к организации досуга: первый – полное безразличие, т.е. педагогическая безнадзорность; второй – излишняя заорганизованность, когда ребёнку не предоставляется право выбора и взрослые в основном сосредотачивают своё внимание на развитии ребёнка с маниакальным духовным напряжением. И третий тип руководства – это поиск таких путей, форм, средств и методов, которые бы соединили в единое целое познание и развлечения, наполнили бы их нравственно-эстетическим содержанием. В последнем случае необходимо взрослым сосредоточивать своё внимание на формировании у детей интереса к содержательной стороне досуга при положительно-эмоциональном отношении к результатам своей деятельности. Познавательная активность в процессе отдыха, развлечений, праздника проявляется в интересе, в стремлении преодолеть возникающие трудности и добиваться наилучших результатов. Важным качеством любой деятельности, которая совершается в свободное время, является то, что она должна быть интересной ребёнку при максимальной самостоятельности и активности с его стороны.

Культурно-досуговая деятельность, которая связана в большей степени с удовлетворением своих личных потребностей, отражается в духовности в первую очередь, а затем в их предметности. Деятельность, протекающая в свободное время на основе интереса, желания её выполнять или участвовать в ней, у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста связана с учебной деятельностью, с удовлетворением своих познавательных потребно-стей. Но в чистом виде учебная деятельность как бы отодвигается на второй план, а на первое место ставится удовлетворение своих духовных, физических и познавательных потребностей. При этом необходимо помнить, что интерес является стимулом этой деятельности, поэтому естественно, принцип интереса к деятельности является неотъемлемым условием при организации культурного досуга детей.

Когда какая-нибудь деятельность перестаёт вызывать интерес, ребёнок отказывается её выполнять. Поэтому необходимо постоянно активизировать проявления интереса или создавать новый интерес, новую направленность культурно-досуговой деятельности.

Статьи по педагогике:

Анализ методики изучения эмоциональных реакций дошкольников
1. Наблюдения над проявлением у ребенка удовольствия и неудовольствия. Понаблюдайте, в каких формах проявляется удовольствие и неудовольствие у новорожденных детей. Отметьте, когда появляется у ребенка первая улыбка как выражение удовольствия, и первое нахмуривание бровей как выражение неудовольств ...

Дидактические возможности применения мультимедиа в учебном процессе школы
Одной из задач школы на современном этапе является гуманизация процесса обучения, которая находит свое отражение в том, что наряду с педагогическими целями обучения, большое внимание уделяется целям развития обучающихся, формированию их индивидуальности. Происходит постепенное осознание потребности ...

Определение золотого сечения
Иоганн Кеплер говорил, что геометрия владеет двумя сокровищами - теоремой Пифагора и золотым сечением. И если первое из этих двух сокровищ можно сравнить с мерой золота, то второе с драгоценным камнем. Теорему Пифагора знает каждый школьник, а что такое золотое сечение – далеко не все. Пропорция – ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.eduguides.ru