Саморегуляция человека — не автономный процесс. Ее следует рассматривать как отражение, порожденное теми условиями, в которых живет человек.
Основу внутреннего саморегулирующего механизма, по мнению ПК. Селевко, представляют три интегральных качества (психогенные факторы развития): потребности, направленность, Я-концепция.
Саморегулирующие механизмы личности Потребности: познавательные, самоопределения, самоутверждения, самовоспитания, самообразования, самосовершенствования.
Направленность: интересы, взгляды, социальные установки, ценностные ориентации, убеждения, морально-этические принципы, мировоззрение.
Я-концепция: Я нравлюсь, Я способен, Я нужен, Я могу, Я творю, Я знаю, Я управляю, Я владею.
Рассматривая потребности как мотивы поведения личности, ряд исследователей (В.Ф. Сержантов и др.) представляют их в следующей классификации:
• индивидуально-органические потребности (пища, жилище, одежда и т.п.);
•родовые (видовые) потребности (сексуальная потребность и родительский инстинкт);
•потребности познания и деятельности;
•социальные потребности (потребности общения, сочувствия, сопереживания, любовь, альтруизм, самоутверждение и т.п.).
В соответствии со своими потребностями, направленностью и Концепцией человек преобразует имеющиеся у него представления, взгляды, ценности (материальные объекты, способы деятельности, одобряемые и неодобряемые эталоны поведения, определенные критерии оценки людей, поступков, идеи и принципы) и мировоззрение в целом. Одни из них отбрасываются (они уже сыграли свою роль), другие усовершенствуются или дополняются, третьи создаются как новые формы сознания.
В самом общем смысле можно утверждать, что социальное мышление детей развивается в нескольких взаимозависимых направлениях:
•от внешних проявлений к мыслям об истинных ценностях, например от размышлений о привлекательной внешности друзей к оценке причин их поступков;
•от простых соображений к сложным, т.е. от односторонней сосредоточенности на каком-либо качестве объекта или проблемы к более широким понятиям, когда принимаются во внимание многие свойства и обстоятельства;
• от прямолинейного мышления к гибкому;
•от сосредоточенности преимущественно на себе, на интересах данного момента к соображениям о благополучии других и о будущем;
•от наглядного (конкретного) мышления к абстрактному;
•от разрозненных, подчас непоследовательных мыслей к систематическому, цельному и стройному мышлению.
Основная задача антропологического подхода заключена в поиске закономерных связей между биологически запрограммированным развитием человека и всеми видами воздействий на него — целенаправленных и не целенаправленных, преднамеренных и случайных, систематических и эпизодических. Сравнительное исследование воспитания детей в различных культурах, произведенное антропологами, оказало в последнее время сильное влияние на педагогику.
Укрепление антропологической позиции в социальном и педагогическом сознании заключается в том, что происходит постепенно сознание ценности человека как такового, того, что самоопределение развитие человека — главная цель общества, основное оправдание его существования, и в то же время развитие личности несет в себе большой заряд творческой активности и большую возможность полезной отдачи, что выгодно обществу.
Статьи по педагогике:
Последовательность стадий планирования учебного процесса
Первая стадия– определение общих целей урока. Это необходимо для обеспечения целостности урока и уверенности в том, что на уроке внимание будет фокусироваться на важных, значимых результатах, а не на достижении малозначимых целей. Сразу же после этого общие цели урока подразделяются на частичные, т ...
Социально-педагогическая профилактика наркомании в старшем
подростковом возрасте
Профилактика – совокупность предупредительных мероприятий, направленных на сохранение и укрепление нормального состояния, порядка. Профилактика (от греч. prophylaktikos – предохранительный) – система государственных, общественных, социально-медицинских и организационно-воспитательных мероприятий, н ...
Социально-педагогическая деятельность по профилактике отклоняющегося поведения подростков в условиях общеобразовательной школы
В российской педагогике понятие «социально-педагогическая деятельность» появилось совсем недавно и только еще начинает исследоваться учеными. Тем не менее, это понятие уже прочно заняло свое место в понятийном аппарате социальной педагогики и педагогики в целом. Социально-педагогическая деятельност ...