Педагогические возможности семьи

Проводимые исследования конкретизировали содержание педагогического просвещения родителей, в них давались практические рекомендации по работе с семьей. Как показали исследования, чем выше уровень педагогической подготовленности родителей, тем активнее и успешнее их педагогическая деятельность.

В работах Т.А. Марковой систематизированы факторы, которые определяют силу и стойкость семейного воспитания:

1. Воспитание в семье отличается глубоким эмоциональным, интимным характером. Проводником семейного воспитания являются родительская любовь к детям и ответные чувства (привязанность, доверие, нежность) детей к родителям. Эффективность семейного воспитания во многом определяется теми эмоциональными узами, которые связывают всех членов семьи, благодаря чему дети чувствуют себя защищенными от неизвестности и опасностей окружающего мира.

2. Воспитание в семье отличается постоянством и длительностью воспитательных воздействий матери, отца, других членов семьи в самых разнообразных жизненных ситуациях, их повторяемостью изо дня в день. Такое постоянство воспитательных воздействий благоприятно для формирующейся нервной системы ребёнка, которая вырабатывает ответные действия на внешние раздражители. Даже если по содержанию, форме выражения эти воспитательные воздействия не всегда педагогически грамотны, ребёнок знает и предвидит в каждый жизненный момент, что его ожидает.

3. Семья обладает объективными возможностями для включения ребёнка с первых лет жизни в разнообразные виды деятельности (бытовую, трудовую, хозяйственную, воспитательную в отношении других членов семьи и его самого).

В дошкольном возрасте можно выделить разные направления воспитания и развития ребенка – физическое, нравственное, интеллектуальное, эстетическое, трудовое, экономическое, социальное, половое и другие направления. Одним из наиболее значимых направлений развития ребенка в дошкольный период детства является речевое развитие.

Основная задача речевого развития детей в дошкольном возрасте – это овладение нормами и правилами родного языка, определяемыми для каждого возрастного этапа, и развитие его коммуникативных способностей (при этом индивидуальные различия речевого развития у детей одного возраста могут значительно отличаться).

Результаты исследований психологов, педагогов, лингвистов (Выготский Л.С., Леонтьев А.Н., Виноградов В.В., Ушинский К.Д., Тихеева Е.И. и др.) создали предпосылки для комплексного подхода в решении задач речевого развития детей. Работы педагогов и психологов показывают, насколько велика в этом процессе роль семьи.

Речь не является врожденной способностью, а развивается в процессе онтогенеза, параллельно с физическим и умственным развитием ребенка и служит показателем общего его развития. Усвоение ребенком родного языка проходит со строгой закономерностью.

Статьи по педагогике:

Третий этап эксперимента. Обследование устной речи глухих школьников после проведения серии экспериментальных занятий
На данном этапе мы выяснили результаты проведенных экспериментальных занятий, насколько они были полезными и к каким изменениям привели. В контрольном эксперименте использовались те же методики обследования речи испытуемых, что и в констатирующем эксперименте. Кроме того, весь речевой материал, исп ...

Морфофункциональные особенности детей младшего школьного возраста
Младший школьный возраст считают наиболее благоприятным, он выделяется среди других возрастов наименьшей заболеваемостью. В это время происходит накопление сил для последующих этапов жизни. Рост физических сил происходит одновременно с умственным развитием. Нервная система. Границы младшего школьно ...

Овладение просодической стороной речи в онтогенезе
Первый год жизни, несмотря на то, что ребенок еще не говорит, является очень важным для формирования речи и всех ее компонентов. Устная речь предполагает наличие голоса, и уже вскоре после рождения крик приобретает различную обертональную окраску в зависимости от состояния ребенка. Крик является пе ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.eduguides.ru