Идеи обучения и воспитания в философско-религиозных памятниках средней Азии

Образование и воспитание » История педагогики и образования » Идеи обучения и воспитания в философско-религиозных памятниках средней Азии

Страница 2

С обретением статуса независимости в нашей республике возникла потребность в изучении культурно-нравственного наследия прошлого. В работах крупных ученых, педагогов, историков и востоковедов – Геродота, Хермана Вамбери, А.Ю. Якубовского, С.П. Толстова, Е.Э. Бертельса, В.В. Бартольда, Т.Н. Кори Ниязова, И. Муминова, М. Хайруллаева, А. Ирисова, Б. Ахмедова и др. освещены вопросы духовности, просветительства и культурного наследия, возникновения педагогической мысли народов Центральной Азии древних времен.

Большой вклад в изучение вопросов культурного и духовного наследия, национальных ценностей народов Центральной Азии внесли ученые – востоковеды Х. Сулайманов, С. Ганиева, О. Усмонов, Н. Маллаев, Ф. Сулейманова, Ш. Турдиев. В переведенных ими рукописях с арабского, иранского, китайского, английского, индийского и др. языков, составлена общая картина о аксиолигических ценностях народов, проживавших на территории нынешнего Узбекистана.

В древнейших рукописях, датируемых первым тысячелетием д.н.э., найденных на территории нынешнего Узбекистана, встречаются ценные мысли о воспитании, о требованиях к подрастающему поколению и воспитанникам.

По мнению Е.Э. Бертельса, в результате дальнейшего исторического развития первобытнообщинный строй сменился новой общественной формацией-рабовладельческим строем. «На древнем Востоке возникли первые классовые общества и закладывались основы материальной и духовной культуры, которая была в какой-то мере воспринята и переработана народами Греции и Рима».

Как известно, в 1-м тысячелетии до н.э. территорию нынешней Центральной Азии населяли народы, именуемые у греческих историков скифами, а в иранских источниках – саками. Закаспийская долина была заселена массагетами.

В конце Y1 – начале Y веков до н.э. саки вошли в состав государства персов, а в Y1 веке до н.э. в Центральную Азию вторглись войска Александра Македонского. Несмотря на проникновение греческой культуры в эти края, народы Центральной Азии в основном сохранили свою самобытность. Завоевательные походы Александра Македонского (334–326 гг. до н.э.), положившие конец существованию Ахаменидской державы, ознаменовали наступление нового периода в истории культуры и искусства Центральной Азии – эллинизированного. Традиции, выделенные Д. Шлюмберже как эллинистические, отчетливо проступают в искусстве и культуре Бактрии (Дальверзин-тепа, Халчаян, Кампыр-тепе, старый Термез) и менее очевидны в художественной культуре Согда и Хорезма. Наиболее распространенными и типичными видами искусства в период античности становятся архитектура, скульптура, настенная фигуративная живопись.

Письменные памятники древних тюрков воспевали нравственную чистоту человека и его воспитуемость, благородство простых тружеников. С их страниц звучал величественный гимн человеку, вера в светлое будущее. В древних эпосах народов Центральной Азии женщины занимали равное место с мужчинами, не уступая им в силе, ни в мужестве. Это характерная особенность центральноазиатского эпоса. По словам Климента Александрийского, «сакские женщины, когда обращались притворно в бегство, стреляли с коней, оборачиваясь назад, как это делалаи и мужчины».

В предании, передаваемом Ктесием, сакская царица Зарина предстает в облике женщины-воительницы, защитницы независимости своего народа, строительнице городов. Ктесий сохранил потомкам имя Спаретры, жены сакского царя Аморга, которая собрав войско из мужчин и женщин, победила в бою Кураша, создателя персидской державы, и освободила своего мужа из плена.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Статьи по педагогике:

Художественные тексты в структуре отечественного УМК
Проблемы социокультурного содержания указывают на необходимость включения аутентичных текстов современной художественной литературы в учебный процесс в средних школах. Вместе с тем количество учебных материалов, обеспечивающих комплексное и полноценное формирование необходимых компетенций и упражне ...

Разработка системы занятий с применением подвижных игр и рекомендации
I. Методика применения подвижных игр Для успешного и эффективного использования игр в системе учебного занятия, необходимо знать и учитывать обще-методические аспекты организации и проведение подвижных игр. Воспитательное, образовательное и оздоровительное влияние подвижных игр на занимающихся зави ...

Детерминанты авторитета педагога
Успешное осуществление педагогом процесса личностно формирования его учеников на гуманистических началах возможно при наличии авторитета. Это важное и непременное условие. Авторитетность — существенная характеристика личности, которая складывается в системе межличностных отношений. Феномен авторите ...

Категории

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.eduguides.ru