Идеи обучения и воспитания в философско-религиозных памятниках средней Азии

Образование и воспитание » История педагогики и образования » Идеи обучения и воспитания в философско-религиозных памятниках средней Азии

Страница 2

С обретением статуса независимости в нашей республике возникла потребность в изучении культурно-нравственного наследия прошлого. В работах крупных ученых, педагогов, историков и востоковедов – Геродота, Хермана Вамбери, А.Ю. Якубовского, С.П. Толстова, Е.Э. Бертельса, В.В. Бартольда, Т.Н. Кори Ниязова, И. Муминова, М. Хайруллаева, А. Ирисова, Б. Ахмедова и др. освещены вопросы духовности, просветительства и культурного наследия, возникновения педагогической мысли народов Центральной Азии древних времен.

Большой вклад в изучение вопросов культурного и духовного наследия, национальных ценностей народов Центральной Азии внесли ученые – востоковеды Х. Сулайманов, С. Ганиева, О. Усмонов, Н. Маллаев, Ф. Сулейманова, Ш. Турдиев. В переведенных ими рукописях с арабского, иранского, китайского, английского, индийского и др. языков, составлена общая картина о аксиолигических ценностях народов, проживавших на территории нынешнего Узбекистана.

В древнейших рукописях, датируемых первым тысячелетием д.н.э., найденных на территории нынешнего Узбекистана, встречаются ценные мысли о воспитании, о требованиях к подрастающему поколению и воспитанникам.

По мнению Е.Э. Бертельса, в результате дальнейшего исторического развития первобытнообщинный строй сменился новой общественной формацией-рабовладельческим строем. «На древнем Востоке возникли первые классовые общества и закладывались основы материальной и духовной культуры, которая была в какой-то мере воспринята и переработана народами Греции и Рима».

Как известно, в 1-м тысячелетии до н.э. территорию нынешней Центральной Азии населяли народы, именуемые у греческих историков скифами, а в иранских источниках – саками. Закаспийская долина была заселена массагетами.

В конце Y1 – начале Y веков до н.э. саки вошли в состав государства персов, а в Y1 веке до н.э. в Центральную Азию вторглись войска Александра Македонского. Несмотря на проникновение греческой культуры в эти края, народы Центральной Азии в основном сохранили свою самобытность. Завоевательные походы Александра Македонского (334–326 гг. до н.э.), положившие конец существованию Ахаменидской державы, ознаменовали наступление нового периода в истории культуры и искусства Центральной Азии – эллинизированного. Традиции, выделенные Д. Шлюмберже как эллинистические, отчетливо проступают в искусстве и культуре Бактрии (Дальверзин-тепа, Халчаян, Кампыр-тепе, старый Термез) и менее очевидны в художественной культуре Согда и Хорезма. Наиболее распространенными и типичными видами искусства в период античности становятся архитектура, скульптура, настенная фигуративная живопись.

Письменные памятники древних тюрков воспевали нравственную чистоту человека и его воспитуемость, благородство простых тружеников. С их страниц звучал величественный гимн человеку, вера в светлое будущее. В древних эпосах народов Центральной Азии женщины занимали равное место с мужчинами, не уступая им в силе, ни в мужестве. Это характерная особенность центральноазиатского эпоса. По словам Климента Александрийского, «сакские женщины, когда обращались притворно в бегство, стреляли с коней, оборачиваясь назад, как это делалаи и мужчины».

В предании, передаваемом Ктесием, сакская царица Зарина предстает в облике женщины-воительницы, защитницы независимости своего народа, строительнице городов. Ктесий сохранил потомкам имя Спаретры, жены сакского царя Аморга, которая собрав войско из мужчин и женщин, победила в бою Кураша, создателя персидской державы, и освободила своего мужа из плена.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Статьи по педагогике:

Построение гуманитаризованного курса математики
Рассматривая конкретные пути построения программы курса математики для гуманитарных классов, нужно принять во внимание мнение самих гуманитариев. Правильным, но трудоемким делом было бы проведение подробной анкеты среди них. Многое можно почерпнуть и из литературы. Например, из воспоминаний А.И. Цв ...

Функции УМК
Являясь модельным описанием педагогической системы, УМК: 1.Выступает в качестве инструмента системно-методического обеспечения учебного процесса по взятой дисциплине, его предварительного проектирования. В этом его главная функция. 2.Объединяет в единое целое различные дидактические средства обучен ...

Формирование звуко-слоговой структуры слова в онтогенезе
Дадим определение онтогенезу. Онтогенез (от греч. on,. род. падеж ontos – сущее, genesis – рождение, происхождение) – процесс развития индивидуального организма. В данном случае под онтогенезом понимается формирование основных структур психики ребенка дошкольного возраста в течение его детства. Язы ...

Категории

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.eduguides.ru