Идеи обучения и воспитания в философско-религиозных памятниках средней Азии

Образование и воспитание » История педагогики и образования » Идеи обучения и воспитания в философско-религиозных памятниках средней Азии

Страница 3

Другое эпическое сказание массагетов повествует о борьбе царицы Тумарис за независимость своего народа с Курушем. После завоевания Мидии и Вавилонии, Куруш направился на территории массагетов, которыми правила царица Тумарис. В битве с массагетами войска Куруша потерпели поражение, а сам он погиб.

Большую известность приобрела легенда о подвиге сакского пастуха Ширака. В момент наступления войск Дария на саков, Ширак предложил сакским вождям план уничтожения персов. Отрезав себе нос и уши, он явился к Дарию, объявив себя жертвой жестокости сакских вождей, и предложил помочь персам окружить саков, проведя армию Дария, тайными тропами к их лагерю. Дарий поверил ему. После нескольких дней пути войско Дария оказалось в безводной пустыне. Ширак был убит, но ценой его жизни его народ остался свободным.

Отдельные черты сакского эпоса сохранились в фольклоре узбеков, каракалпаков, туркмен и таджиков.

Смена рабовладельческого строя феодальным на территории нынешнего Узбекистана завершилась к началу VI в. Феодализм в Средней Азии прочно сросся с теократией. Главными религиями здесь в этот период были буддизм и ислам. Эпоху феодализма в Средней Азии можно разделить на три периода, историческими рубежами которых были арабское завоевание и нашествие монголов. Оба эти вторжения внесли огромные изменения в жизнь среднеазиатского населения и развитие его культуры.

До арабского завоевания культура Средней Азии характеризуется преобладанием иранских языков, множественностью религий и систем алфавитного письма. После арабского завоевания, продолжавшегося в течение столетия (в 651 г. арабы заняли последний оплот Сасанидов – Мерв; в 751 г. в битве на реке Талас в Киргизии они отбросили из Средней Азии китайцев), в этом регионе господствующей религией стал ислам и большую роль приобрел арабский язык и арабский алфавит, образовались и распространились типы школ, связанные с исламом и арабским языком.

В раннефеодальный период в Средней Азии было немало независимых владений – Хорезмское, Бухарское и др; юго-запад был в составе империи Сасанидов (226 – 651). Элитную молодежь приучали к службе в царской охране. В наиболее населенных местах росло число ремесленников, дифференцировались виды ремесла, оттачивались умения зодчих, скульпторов, живописцев и других мастеров. Естественно, что такие сложные ремесла требовали систематического обучения у мастеров. Одновременно они же обучали учеников и грамоте. В городах учителя грамоты и счета содержали маленькие частные школы.

В V в. был создан уйгурский алфавит на базе согдийской скорописи. Скорое письмо, бесспорно, является показателем роста грамотности на территории нынешнего Узбекистана, чему свидетельствуют письменные источники, найденные в Хорезме, Согде, Ферганской и Сурхандарьинской долинах.

В культурной жизни нынешнего Узбекистана в предисламское время немалую роль играли учебно-научные центры, создававшиеся в буддийских монастырях (Айртом, Далверзинтепа, Учтут и др.) большую богословскую школу. Эти центры популяризировали сочинения философов и ученых, в них велась работа по переводу греческих сочинений на восточные языки.

Начиная с Y1 века до н.э. на территории нынешнего Узбекистана возникает Зороастризм. Одной из самых древних памятников, найденных на территории нынешнего Узбекистана является АВЕСТА – собрание священных книг зороастризма.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Статьи по педагогике:

Культура общения детей с взрослыми и сверстниками как составляющая основа культуры поведения
Человек, как существо социальное постоянно взаимодействует с другими людьми. Ему необходимы контакты самые разнообразные: внутрисемейные, общественные, производственные и т.д. любое общение требует от человека умения соблюдать общепринятые правила поведения, обусловленные нормами морали. Общение де ...

Оценка уровня обучаемости младших школьников
Задачи исследования Г.П. и И.П. Антоновой были поставлены следующие: 1. Определить уровень сформированности некоторых компонентов обучаемости у учащихся I- III классов. 2. Изучить индивидуальные особенности и динамику внушаемости у младших школьников. 3. Выявить характер соотношения особенностей об ...

Принципы педагогических концепций в источниках устного народного творчества
Устное народное творчество как средство нравственного и эстетического воздействия на личность. В государственной образовательной политике республики Узбекистан приобщение обучающихся к национально-культурному наследию народа ставится в ряд первостепенных задач образования. В Национальной программе ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.eduguides.ru