Другое эпическое сказание массагетов повествует о борьбе царицы Тумарис за независимость своего народа с Курушем. После завоевания Мидии и Вавилонии, Куруш направился на территории массагетов, которыми правила царица Тумарис. В битве с массагетами войска Куруша потерпели поражение, а сам он погиб.
Большую известность приобрела легенда о подвиге сакского пастуха Ширака. В момент наступления войск Дария на саков, Ширак предложил сакским вождям план уничтожения персов. Отрезав себе нос и уши, он явился к Дарию, объявив себя жертвой жестокости сакских вождей, и предложил помочь персам окружить саков, проведя армию Дария, тайными тропами к их лагерю. Дарий поверил ему. После нескольких дней пути войско Дария оказалось в безводной пустыне. Ширак был убит, но ценой его жизни его народ остался свободным.
Отдельные черты сакского эпоса сохранились в фольклоре узбеков, каракалпаков, туркмен и таджиков.
Смена рабовладельческого строя феодальным на территории нынешнего Узбекистана завершилась к началу VI в. Феодализм в Средней Азии прочно сросся с теократией. Главными религиями здесь в этот период были буддизм и ислам. Эпоху феодализма в Средней Азии можно разделить на три периода, историческими рубежами которых были арабское завоевание и нашествие монголов. Оба эти вторжения внесли огромные изменения в жизнь среднеазиатского населения и развитие его культуры.
До арабского завоевания культура Средней Азии характеризуется преобладанием иранских языков, множественностью религий и систем алфавитного письма. После арабского завоевания, продолжавшегося в течение столетия (в 651 г. арабы заняли последний оплот Сасанидов – Мерв; в 751 г. в битве на реке Талас в Киргизии они отбросили из Средней Азии китайцев), в этом регионе господствующей религией стал ислам и большую роль приобрел арабский язык и арабский алфавит, образовались и распространились типы школ, связанные с исламом и арабским языком.
В раннефеодальный период в Средней Азии было немало независимых владений – Хорезмское, Бухарское и др; юго-запад был в составе империи Сасанидов (226 – 651). Элитную молодежь приучали к службе в царской охране. В наиболее населенных местах росло число ремесленников, дифференцировались виды ремесла, оттачивались умения зодчих, скульпторов, живописцев и других мастеров. Естественно, что такие сложные ремесла требовали систематического обучения у мастеров. Одновременно они же обучали учеников и грамоте. В городах учителя грамоты и счета содержали маленькие частные школы.
В V в. был создан уйгурский алфавит на базе согдийской скорописи. Скорое письмо, бесспорно, является показателем роста грамотности на территории нынешнего Узбекистана, чему свидетельствуют письменные источники, найденные в Хорезме, Согде, Ферганской и Сурхандарьинской долинах.
В культурной жизни нынешнего Узбекистана в предисламское время немалую роль играли учебно-научные центры, создававшиеся в буддийских монастырях (Айртом, Далверзинтепа, Учтут и др.) большую богословскую школу. Эти центры популяризировали сочинения философов и ученых, в них велась работа по переводу греческих сочинений на восточные языки.
Начиная с Y1 века до н.э. на территории нынешнего Узбекистана возникает Зороастризм. Одной из самых древних памятников, найденных на территории нынешнего Узбекистана является АВЕСТА – собрание священных книг зороастризма.
Статьи по педагогике:
Роль экологических сведений в процессе формирования экологической культуры
Аттрактивность, привлекательность природных объектов, сформировавшаяся вследствие действия механизмов перцептивно-эмоционального канала, а также социальных релизеров, может обусловливать возникновение к ним познавательного интереса. В развитии отношения к тем или иным природным объектам большую рол ...
Организация практической деятельности учащихся в столярной мастерской
Занятия по трудовому обучению проводятся в учебных мастерских школы. Здесь для каждого из учащихся выделено постоянное рабочее место, т.е. закреплен определенный участок помещения с установленным на нем оборудованием: верстаком, столом и т.п. На рабочем месте должен всегда образцовый порядок, инстр ...
Личность и развитие человеческой индивидуальности
Проблема развития человеческого индивида имеет самое прямое отношение к практическим задачам воспитания и обучения. Индивид — это человек как представитель человеческого рода вообще или как член того или иного коллектива. Для раскрытия же внутреннего содержания индивида служат понятия «организм» и ...