Идеи обучения и воспитания в философско-религиозных памятниках средней Азии

Образование и воспитание » История педагогики и образования » Идеи обучения и воспитания в философско-религиозных памятниках средней Азии

Страница 1

Культура и древние памятники на территории нынешнего Узбекистана. Культура Узбекистана имеет богатую и многообразную историю, уходящую корнями вглубь веков. Результаты археологических исследований и письменные источники позволяют говорить о значительной роли этого региона в развитии древних цивилизаций.

Появление ранних форм культуры в Узбекистане засвидетельствовано уже в эпоху палеолита (13–5 тыс. лет до н.э.). Наскальные росписи в ущелье Зараут-сай на юге Узбекистана отличает живое видение первобытным человеком мира природы и наивный реализм его передачи. Ко времени неолита (5 тыс. до н.э.) относятся силуэтные рисунки на скалах Ходжикента, Бостанлыка, расположенных в северо-восточных районах Узбекистана.

Бронзовый век на территории Узбекистана (2 тыс. до н.э.) характеризуется становлением протогородских цивилизаций с развитым уровнем художественного ремесла, культур степного круга. Керамика, земледельческих поселений Ферганы, Приамударьинского оазиса с геометрическим, растительным и зооморфным орнаментом, ювелирные украшения с символико-знаковой орнаментацией отражают древние религиозно-культовые представления народов, проживающих на этой территории.

К концу 2 тыс. до н.э. – в первой половине 1 тыс. до н.э. (эпоха раннего железа) на территории современного Узбекистана складываются три историко-культурных региона: Бактрия в среднем и верхнем течении Амударьи, Согд в междуречье Кашкадарьи и Зарафшана и Хорезм в низовьях Амударьи. В них формируются локальные варианты художественного ремесла, наблюдаются взаимодействие культурных традиций кочевых племен и населения земледельческих оазисов.

На территории нынешнего Узбекистана в эту эпоху развиваются разнообразные формы хозяйства, ремесел, культуры и искусства. По мнению философа С. Шермухамедова: «выделение человека из животного мира стало возможным благодаря тому, что труд человека становится сознательным, в связи с чем люди научились изготавливать различные орудия труда и использовать их в процессе добычи питания. Человек не только искал способы существования, но и стал стремиться к облегчению условий жизни». В период энеолита в регионе появляются зачатки земледельческой культуры – возделываются злаковые. Затем возникает искусственное орошение, зарождается хлопководство, шелководство. Развивается ирригационная техника, прокладывалась оросительная система. В это же время сложилось литературное и фольклорное творчество народов Центральной Азии.

В Центральную Азию проникает арамейский алфавит, создаётся письменность хорезмийцев и согдийцев.

Самыми ранними памятниками устного народного творчества являются эпические сказания саков, в основу которых легла патриотическая борьба народов этих регионов. Главные черты героев этих эпосов: патриотизм, мужество и верность. Во имя долга они выдерживают любые испытания, отказываются от личного счастья, отдают свои жизни, отстаивая независимость соплеменников.

Президент Республики Узбекистан Ислам Каримов метко заметил: «Вдумайтесь, разве можно не восхищаться умом и стойкостью жителей древнего Хорезма, который еще в 8–7 веках до новой эры занимались земледелием. В регионе развивались внутренняя и внешняя политика торговли, зарождалось письменность. Переход к оседлости, развитие ремесел привели к появление городов, развитию строительства. Около 2–2,5 тыс. и более лет тому назад образовались города Самарканд, Мерв, Хива, Бухара. Важным признаком цивилизации является создание благоприятных условий для жизнедеятельности человека, его стремление к материальной обеспеченности к моральной устойчивости. Указанные элементы цивилизации являются результатом неустанного труда наших предков, их сообразительности, проницательности. Педагогическая мысль, вопросы воспитания, зародившиеся в странах Центральной Азии, в частности в Узбекистане в период рабовладельческого строя малоизучены.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Статьи по педагогике:

Содержание нравственно-патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста
Успех в воспитании нравственной личности зависит от исходной методологической позиции организации и построения этой деятельности, определению ее содержания. Посредством педагогических воздействий необходимо способствовать формированию у ребенка ряда нравственных качеств, для того, чтобы он чувствов ...

Требования к специалисту по физической культуре и спорту
Физическая культура и спорт оказывают всестороннее воздействие не только на развитие физических качеств и способностей, но и на формирование общественных и личных интересов, на характер и мировоззрение людей. Спорт — особая форма общения людей, общения через состязание, соперничество, в процессе ко ...

Второе золотое сечение
Болгарский журнал "Отечество" (№10, 1983 г.) опубликовал статью Цветана Цекова-Карандаша "О втором золотом сечении", которое вытекает из основного сечения и дает другое отношение: 44 : 56. Такая пропорция обнаружена в архитектуре, а также имеет место при построении композиций из ...

Категории

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.eduguides.ru