Культура и древние памятники на территории нынешнего Узбекистана. Культура Узбекистана имеет богатую и многообразную историю, уходящую корнями вглубь веков. Результаты археологических исследований и письменные источники позволяют говорить о значительной роли этого региона в развитии древних цивилизаций.
Появление ранних форм культуры в Узбекистане засвидетельствовано уже в эпоху палеолита (13–5 тыс. лет до н.э.). Наскальные росписи в ущелье Зараут-сай на юге Узбекистана отличает живое видение первобытным человеком мира природы и наивный реализм его передачи. Ко времени неолита (5 тыс. до н.э.) относятся силуэтные рисунки на скалах Ходжикента, Бостанлыка, расположенных в северо-восточных районах Узбекистана.
Бронзовый век на территории Узбекистана (2 тыс. до н.э.) характеризуется становлением протогородских цивилизаций с развитым уровнем художественного ремесла, культур степного круга. Керамика, земледельческих поселений Ферганы, Приамударьинского оазиса с геометрическим, растительным и зооморфным орнаментом, ювелирные украшения с символико-знаковой орнаментацией отражают древние религиозно-культовые представления народов, проживающих на этой территории.
К концу 2 тыс. до н.э. – в первой половине 1 тыс. до н.э. (эпоха раннего железа) на территории современного Узбекистана складываются три историко-культурных региона: Бактрия в среднем и верхнем течении Амударьи, Согд в междуречье Кашкадарьи и Зарафшана и Хорезм в низовьях Амударьи. В них формируются локальные варианты художественного ремесла, наблюдаются взаимодействие культурных традиций кочевых племен и населения земледельческих оазисов.
На территории нынешнего Узбекистана в эту эпоху развиваются разнообразные формы хозяйства, ремесел, культуры и искусства. По мнению философа С. Шермухамедова: «выделение человека из животного мира стало возможным благодаря тому, что труд человека становится сознательным, в связи с чем люди научились изготавливать различные орудия труда и использовать их в процессе добычи питания. Человек не только искал способы существования, но и стал стремиться к облегчению условий жизни». В период энеолита в регионе появляются зачатки земледельческой культуры – возделываются злаковые. Затем возникает искусственное орошение, зарождается хлопководство, шелководство. Развивается ирригационная техника, прокладывалась оросительная система. В это же время сложилось литературное и фольклорное творчество народов Центральной Азии.
В Центральную Азию проникает арамейский алфавит, создаётся письменность хорезмийцев и согдийцев.
Самыми ранними памятниками устного народного творчества являются эпические сказания саков, в основу которых легла патриотическая борьба народов этих регионов. Главные черты героев этих эпосов: патриотизм, мужество и верность. Во имя долга они выдерживают любые испытания, отказываются от личного счастья, отдают свои жизни, отстаивая независимость соплеменников.
Президент Республики Узбекистан Ислам Каримов метко заметил: «Вдумайтесь, разве можно не восхищаться умом и стойкостью жителей древнего Хорезма, который еще в 8–7 веках до новой эры занимались земледелием. В регионе развивались внутренняя и внешняя политика торговли, зарождалось письменность. Переход к оседлости, развитие ремесел привели к появление городов, развитию строительства. Около 2–2,5 тыс. и более лет тому назад образовались города Самарканд, Мерв, Хива, Бухара. Важным признаком цивилизации является создание благоприятных условий для жизнедеятельности человека, его стремление к материальной обеспеченности к моральной устойчивости. Указанные элементы цивилизации являются результатом неустанного труда наших предков, их сообразительности, проницательности. Педагогическая мысль, вопросы воспитания, зародившиеся в странах Центральной Азии, в частности в Узбекистане в период рабовладельческого строя малоизучены.
Статьи по педагогике:
История формирования культурно-досуговой деятельности детей
Досуг, или свободное время, как одна из сторон жизни общества в разные эпохи наполнялся различным содержанием, иногда весьма противоречивым. Детский досуг определялся суммой многих факторов, зависящих от провозглашаемых властью принципов общественной и экономической жизни на том или ином отрезке вр ...
Психико-педагогический эксперимент
Слово эксперимент латинского происхождения и в переводе означает опыт, испытание. Психико-педагогический эксперимент обеспечивает наблюдение за изменениями психологических характеристик ребенка в процессе педагогического влияния на него. В отличии от методов, лишь регистрирующих, то что уже существ ...
Понятие «леворукость»
Изучение особенностей левшей осложняется тем, что левши вовсе не являются однородной группой. Существуют различные причины левшества, от которых может зависеть развитие тех или иных качеств у ребенка. Кроме того, встречается «скрытое левшество». Но и это не все. Ребенок может быть леворуким, но не ...