Теории развития личности

Страница 1

Сложность понимания личностного становления человека породила многообразие подходов, объясняющих природу и пути формирования личности. Вспомним, какие факторы предопределяют развитие личности.

Это прежде всего биологические факторы: наследственность, анатомо-физиологическая структура биологического вида «человек разумный», особенности высшей нервной деятельности, физические особенности и задатки, аномалии наследственного происхождения и полученные во время беременности и родов.

Социальные факторы: макро-, мезо-, микросреда и воспитание.

Существенным фактором является собственная активность личности: подражание, воспитуемость, обучаемость, самовоспитание и самообразование.

Соотношение этих факторов, их трактовка и место в общем процессе становления личности и составляют суть различных теорий личности. Рассмотрим некоторые из них.

Теория развития личности Зигмунда Фрейда (1856—1939) — система взглядов на личность австрийского ученого, основателя целого направления в науке ~» фрейдизма. По мнению Фрейда, в психической жизни нет перерывов и непоследовательности: каждое душевное событие вызывается сознательным или бессознательным намерением и определяется предшествующими событиями. Фрейд занимался и механизмами мышления, но большее внимание он уделял подсознанию, бессознательному, которые и предопределяют связь прошлого и настоящего. Большая часть психики бессознательна. В ней находятся основные детерминанты развития личности, источники психической энергии, побуждения, инстинкты. Предсознание — часть бессознательного, которая может стать осознанной. Инстинкты — «исходная причина всякой деятельности».

Особую роль среди них играют сексуальный инстинкт и инстинкт агрессии. Эти два фундаментальных инстинкта (поддерживающий жизнь и зовущий к смерти) предопределяют основные противоречия в развитии личности, разнообразие поведения человека. Инстинкты — это каналы, по которым протекает энергия — либидо. Эта энергия подвижна, количественно измеряема. Катексис — процесс распределения активности, энергии по различным сферам деятельности. Обнаружение психической энергии, определение основных направлений ее трансформации — основная проблема в понимании личности.

Структура личности — Ид (Оно), Эго (Я), Супер-эго (Сверх-Я).

Ид содержит все унаследованное, врожденные инстинкты. Другие элементы структуры личности развиваются из Ид. Но само Ид бесформенно, хаотично, его функционирование не подчиняется логическим законам. Ид целиком функционирует в бессознательном и тесно связано с инстинктивными биологическими побуждениями (сон, еда и др.). Ид сохраняет свое центральное положение на протяжении всей его жизни.

Эго — психика, которая контактирует с внешней реальностью. Главная задача Эго — самосохранение. Эго стремится к удовольствию и старается избежать неудовольствия. Эго контролирует импульсы Ид, так что индивидуум может быть менее непосредственным, но более адаптированным к окружающей среде, более реалистичным. Ид реагирует на потребности, Эго — на возможности.

Супер-эго — хранилище моральных норм, запретов, разрешений; это внутренний цензор деятельности личности — ее совесть, самонаблюдение, идеалы. Супер-эго родителей и других взрослых людей и сверстников как бы воплощается в Супер-эго ребенка; оно наполнено тем же содержанием и становится носителем традиций, ценностей от поколения к поколению. Эго и Супер-эго в значительной степени остаются для личности неосознанными.

Личность в своем развитии проходит оральную (ребенок от рождения до появления зубов), анальную (ребенок до осознания табу), фаллическую (повышенное внимание к своим гениталиям, сексуальным вопросам), генитальную (с наступлением половой зрелости) стадии. На каждой из этих стадий по-своему проявляется либидо. Так, у мальчиков развивается Эдипов комплекс — стремление к обладанию матерью; у девочек — к обладанию отцом, которые подавляются Супер-эго. Бессознательное человека проявляется во снах (нередко в них — истинные желания), оговорках, спонтанных реакциях (прорыв Ид через Эго и Супер-эго).

Сексуальная, агрессивная энергия могут трансформироваться в различные формы активности. Этот процесс назван сублимацией. Высшие достижения в творческой деятельности человека связаны с такими трансформациями. Между Ид и Супер-эго идет постоянная борьба противоположных тенденций. Определенный компромисс между ними достигается за счет функционирования Эго. Для подавления чувства тревожности, дискомфорта личность использует защитные механизмы: вытеснение, проекцию, регрессию, рационализацию, сублимацию и др.

Определяющими для развития личности являются отношения в семье, в ближайшем окружении ребенка. В понимании Фрейда, личность не рациональна, а влекома могущественными эмоциональными, бессознательными силами. При этом интеллект — одно из орудий, до­ступных Эго. Рассогласование между Ид, Эго и Супер-эго, по Фрейду, — источник неврозов, психических отклонений в развитии личности. Для Фрейда характерно объяснение психических явлений через бессознательное, ядром его является представление об извечном конфликте между сознательным и бессознательным в психике человека. В дальнейшем он возвел свои положения в ранг общепсихологической теории, приобретя большое влияние во всем мире, но чрезмерное внимание к проблеме сексуальности в жизни человека служило и служит поводом для критики Фрейда сторонниками других подходов.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Статьи по педагогике:

Влияние отношения учителя к ученику на успеваемость
Одно из последних российских исследований показало, что объективность отметок признают чуть больше половины учителей и одна треть родителей. Таким образом, учителя сами понимают субъективность выставляемых в журнал и дневники отметок. Эксперимент, проведенный американскими психологами Розенталем и ...

Типы контроля
Контроль бывает разных видов и форм, а также может осуществляться с помощью разнообразных методов. В зависимости от того, кто осуществляет контроль за результатами деятельности учащихся, выделяют следующие три типа контроля: а). Внешний (осуществляется учителем над деятельностью ученика). б). Взаим ...

Анализ результатов применения методики преподавания географии Э.В. Ким, Г.Я. Лисенковой по теме «Арктика. Арктические моря. Северный Морской Путь»
По результатам тестирования 72% испытуемых получили отметку «отлично», 20% – отметку «хорошо» и 8% – отметку «удовлетворительно». Рис. 2. Диаграмма результатов тестирования Часто встречающимся результатом был показатель в 6 правильных ответов на первые 6 вопросов плюс два правильных ответа на после ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.eduguides.ru