Теории развития личности

Страница 6

3)спонтанность, простота, естественность;

4)центрированность на задаче, а не на себе;

5)некоторая автономность, потребность в уединении;

6)личная автономия, относительная независимость от культуры, среды;

7)чувство нового, постоянная свежесть оценок;

8)мистичность и опыт высших состояний;

9)чувство сопричастности, эмпатии, единения с другими;

10)более глубокие межличностные отношения;

11)демократическая структура характера;

12)различение средств и цели, добра и зла;

13)философское, неврожденное чувство юмора;

14)самоактуализирующейся творчество;

15)сопротивление раскультуриванию.

Гуманистическая природа теории Маслоу особенно ярко проявляется в концепции самоактуализации личности.

В подходе Маслоу особое место занимает понимание им структуры потребностей человека. Фундаментальными потребностями, согласно данной теории, являются: физиологические (пища, вода, сон и др.); потребность в безопасности, стабильности, порядке; потребность в любви, чувстве принадлежности к какой-то общности людей (семья, дружба и др.); потребность в уважении (самоутверждении, признании); потребность в самоактуализации. Сразу же после удовлетворения нижележащих потребностей актуализируется более высокая, силу чего неудовольствию, жалобам не может быть конца (К. Маркс свое время сформулировал это как закон возвышающихся потребностей). Сильные потребности пронизывают мышление, восприятие так, что человек все сознает и воспринимает через эти потребности.

Маслоу также различал две большие категории мотивов человека: дефицитарные мотивы и мотивы роста. Дефицитарные мотивы нацелены на снижение напряжения, а мотивы роста (так называемые метамотивации) нацелены на повышение напряжения посредством поиска новых и волнующих переживаний. Маслоу перечислил несколько метапотребностей (например, истина, красота и справедливость), с помощью которых описал самоактуализирующихся людей, выдвинул теорию, что эти потребности биологически заложены в людях, как и дефицитарные потребности.

Никто, кроме Фрейда, не оказал такого влияния на практику психотерапии, как К. Роджерс. Его подход, центрированный на личности, успешно применяется при консультировании и терапии в таких разных областях, как образование, расовые отношения, семейные отношения, политика и менеджмент. Утверждение целостности и уникальности человека, связанное с акцентом на важности Я-концепции, также имел громадное влияние на современную теорию и практику психологии.

Роджерс хорошо известен тем, что сформулировал теорию личности, в которой подчеркиваются тезисы, связанные с феноменологией, наряду с особым вниманием к самости.

В теории Роджерса все мотивы человека включены в один мотив достижения мастерства — тенденцию актуализации, врожденное стремление человека актуализировать, сохранять и интенсифицировать себя. Эта тенденция побуждает всех людей двигаться в направлении большей сложности, автономии и раскрытия потенциала.

Роджерс утверждал, что единственной реальностью с точки зрения восприятия человека является субъективная реальность — личный мир переживаний человека. Отсюда поведение индивида является функцией субъективного восприятия окружающей действительности (функцией феноменального поля). Степень тождественности представлений человека с реальной действительностью он назвал конгруэнтностью!

Нарушение конгруэнтности и отказ от актуализации ведет к отклонениям в развитии индивида, к невротическим срывам. Центральное место в этом субъективном мире принадлежит Я-концепции, наиболее важному персонологическому конструкту Роджерса. В его системе элементами, определяющими развитие Я-концепции, являются потребность в позитивном внимании и условия ценности.

Люди большей частью ведут себя в соответствии с их Я-концепцией, стремятся к тем переживаниям, которые воспринимаются как Я-интенсифицирующие, и избегают тех переживаний, которые воспри­нимаются как Я-отрицающие. Угроза возникает, если человек ощущает несоответствие между «Я» в личном представлении о себе и «Я» идеальном. Тогда он пытается защитить целостность «Я» с помощью искажения или отрицания такого восприятия. Слишком большое несоответствие между Я-концепцией и действительным переживанием приводит к личностным расстройствам и психопатологии. Люди, которые открыты переживаниям, полностью доверяют им и свободно движутся в направлении актуализации себя, используют все свои способности и таланты, являются образцом психического здоровья. Такие люди в системе Роджерса называются полноценно функционирующими. Роджерс подчеркивал, что детям для развития позитивной Я-концепции, которая позволит им стать полноценно функционирующими людьми, необходимо безусловное позитивное внимание. В то же время условия ценности заставляют детей жить в соответствии с навязанными ценностями, а не с собственным оценочным процессом.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11

Статьи по педагогике:

Народное образование Туркестана и их представители
Сегодня, с приобретением нашим государством независимости, появилась возможность по-настоящему изучать и оценить все то, что было создано учеными-просветителями узбекского народа в конце ХIХ – и начале ХХ вв. Великое духовное наследие Абдуллы Кадыри, Абдулхамида Чулпана, Абдурауфа Фитрата, Усмана Н ...

Методики сбора, обработки и хранения педагогической информации
Педагогический мониторинг, представляющий собой постоянное (равнопериодическое) отслеживание состояния педагогической системы с целью принятия управленческих решений, оптимизирующих ее функционирование и развитие, позволяет совершенствовать информационное обеспечение управления. Сбор, обработка и х ...

Современные тенденции иформировании идеалов в образовании
Любое цивилизованное государство должно задавать рамки образа идеальной личности – гражданина этого государства. Выдержки из Конституции РФ, ФЗ "Об образовании", "Федеральной целевой программы развития образования до 2010 года" позволяют и нам обрисовать эти рамки: - государство ...

Категории

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.eduguides.ru