Теории развития личности

Страница 4

Шестая стадия — стадия ранней взрослости. Основной конфликт — между близостью и изоляцией.

Седьмая стадия — взрослость. Конфликт: генеративность (целеустремленность, продуктивность) — стагнация (обеднение личной жизни, регрессия). Основная задача — развитие у себя целеустремленности, делающей жизнь продуктивной. Это возможно при условии удачного разрешения предыдущих конфликтов. Неудачи при их разрешении могут приводить к излишней поглощенности самим собой, что может вести к регрессу в развитии личности.

Восьмая стадия — зрелость. Конфликт: цельность (эго-интеграция) — отчаяние. Ретроспективная оценка жизни и появление либо чувства завершенности жизненного пути, либо отсутствия завершенности, неудовлетворенность прожитой жизнью.

Если конфликт разрешен удовлетворительно (т.е. на предыдущей стадии эго обогатилось новыми положительными качествами), то эго вбирает в себя новый позитивный компонент (например, базальное доверие и автономию), и это гарантирует здоровое развитие личности в дальнейшем. Напротив, если конфликт остается неразрешенным или получает неудовлетворительное разрешение, развивающемуся эго тем самым наносится вред, и в него встраивается негативный компонент (например, базальное недоверие, стыд и сомнения). Хотя на пути развития личности возникают теоретически предсказуемые и вполне определенные конфликты, из этого не следует, что на предшествующих стадиях успехи и неудачи обязательно одни и те же. Качества, которые эго приобретает на каждой стадии, не снижают его восприимчивости к новым внутренним конфликтам и меняющимся условиям. Задача состоит в том, чтобы человек адекватно разрешал каждый кризис, и тогда у него будет возможность подойти к следую­щей стадии развития более адаптивной и зрелой личностью.

Эрих Фромм (1900—1980) продолжил постфрейдистскую тенденцию в персонологии, уделяя особое внимание влиянию на личность социальных и культурных факторов. Он утверждал, что пропасть между свободой и безопасностью дошла до такого предела, что сегодня одиночество, ощущение собственной незначимости и отчужденность стали определяющими признаками жизни современного человека. Определенной частью людей движет желание бегства от свободы, которое осуществляется посредством механизмов авторитаризма, деструктивное, конформности. Здоровый путь освобождения состоит в обретении позитивной свободы благодаря спонтанной активности.

Фромм описал пять экзистенциальных потребностей, присущих исключительно человеку. Эти потребности базируются на конфликтующих между собой стремлениях к свободе и безопасности: потребность в установлении связей, потребность в преодолении, потребность в корнях, потребность в идентичности и потребность в системе взглядов и преданности.

Фромм полагал, что основные ориентации характера являются следствием способа удовлетворения экзистенциальных потребностей, предоставляемого социальными, экономическими и политическими условиями. Он выделял пять социальных типов характера, превалирующих в современных обществах. Эти социальные типы, или формы установления отношений с другими, представляют собой взаимодействие экзистенциальных потребностей и социального контекста, в котором живут люди. Фромм разделил их на два больших класса: непродуктивные (нездоровые) и продуктивные (здоровые) типы. Непродуктивные типы характера — рецептивный, эксплуатирующий, накапливающий и рыночный.

Продуктивный характер представляет собой цель развития человечества; в его основе лежат разум, любовь и труд. Этот тип — независимый, честный, спокойный, Любящий, творческий и совершающий социально полезные поступки. По существу, продуктивная ориентация в гуманистической теории Фромма — это идеальное состояние человека. Фромм был убежден, что в результате коренной социальной реформы продуктивная ориентация может стать доминирующим типом в любой культуре. Совершенное общество представлялось ему таким, в котором находят удовлетворение базисные потребности человека. Он называл это общество гуманистическим общинным социализмом.

Рассматривая человеческие потребности в экономико-политическом контексте, Фромм утверждал, что выражение и удовлетворение этих потребностей зависит от типа социальных условий, в которых живет индивидуум. Возможности удовлетворения экзистенциальных потребностей, которые предоставляет людям определенное общество, формируют у них структуру личности — то, что Фромм называл «основными ориентациями характера». Более того, в его теории, как и у Фрейда, ориентации характера человека рассматриваются как стабильные и не меняющиеся со временем.

Карен Хорни (1885—1952) — американский психолог, представительница неофрейдизма.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9

Статьи по педагогике:

Театр как одно из средств профилактики наркомании среди подростков
Посещение театра – всегда праздник. Русское слово «праздник» происходит от древнеславянского «праздь», означающее «отдых, безделье». Но не только перерыв в повседневных делах подразумевался под праздником. С ним связаны радость, веселье и, самое главное, уход от обыденности. Ощущение праздничности, ...

Теории и типы девиаций
Подростков, чье поведение отклоняется от принятых в обществе правил, норм поведения, называют трудными или трудновоспитуемыми. Под трудновоспитуемостью понимается сопротивление педагогическим воздействиям, которое может быть обусловлено самыми разнообразными причинами, связанными с усвоением некото ...

Методика развития техники чтения на уроках литературного чтения
Результаты диагностики уровня навыка чтения и читательского кругозора дали нам возможность проектировать эффективную для данного класса систему коррекционной работы по овладению навыком чтения с использованием творческих упражнений. Анализ методической литературы позволил выделить следующие упражне ...

Категории

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.eduguides.ru