Теории развития личности

Страница 5

Хорни отвергла постулат Фрейда о том, что именно физическая анатомия определяет личностные различия между мужчиной и женщиной. Она утверждала, что социальные отношения между ребенком и родителями являются решающим фактором в развитии личности. Согласно Хорни, в детстве основными являются потребности в удовлетворении и безопасности. В условиях безопасности ребенок, скорее всего, будет развиваться нормально. Если он не ощущает себя в безопасности, у него развивается враждебность по отношению к родителям, и эта враждебность, в конце концов, трансформировавшись в базальную тревогу, будет направляться на каждого. С точки зрения Хорни, выраженная базальная тревога у ребенка ведет к формированию невроза у взрослого.

Чтобы справиться с чувствами недостаточной безопасности, беспомощности и враждебности, присущими базальной тревоге, ребенок часто вынужден прибегать к разным защитным стратегиям. Хорни описала десять таких стратегий, получивших название невротических потребностей или невротических тенденций. Невротические потребности — стратегии компенсации базальной тревоги, которые люди используют с целью совладания с недостатком безопасности и беспомощностью, порожденными базальной тревогой. В отличие от здоровых людей, невротики, реагируя на различные ситуации, опираются только на одну потребность. Впоследствии Хорни объединила невротические потребности в три основные стратегии межличностного поведения: ориентация «от людей», «против людей» и «к людям». У невротической личности обычно преобладает одна из них. Десять невротических потребностей, описанных Хорни:

1)в любви и одобрении;

2)в руководящем партнере;

3)в четких ограничениях;

4)во власти;

5)в эксплуатировании других;

6)в общественном признании;

7)в восхищении собой;

8)в честолюбии;

9)в самодостаточности и независимости;

10) в безупречности и неопровержимости.

Каждой из них соответствуют определенные проявления в поведении:

1. Ненасытное стремление быть любимым и объектом восхищения со стороны других; повышенная чувствительность и восприимчивость к критике, отверганию или недружелюбию.

2.Чрезмерная зависимость от других и боязнь получить отказ или остаться в одиночестве; переоценка любви — убежденность в том, что любовь может решить все.

3.Предпочтение такого жизненного стиля, при котором первостепенное значение имеют ограничения и установленный порядок; нетребовательность, довольствование малым и подчинение другим.

4.Доминирование и контроль над другими как самоцель; презрительное отношение к слабости.

5.Боязнь быть используемым другими или боязнь выглядеть «тупым» в их глазах, но нежелание предпринять что-либо, чтобы перехитрить их.

6.Желание быть объектом восхищения со стороны других; представление о себе формируется в зависимости от общественного статуса.

7.Стремление создать приукрашенный образ себя, лишенный недостатков и ограничений; потребность в комплиментах и лести co стороны окружающих.

8.Сильное стремление быть самым лучшим, невзирая на последствия; страх неудачи.

9.Избегание любых отношений, предполагающих взятие на себя каких-либо обязательств; дистанцирование от всех и вся.

10. Попытки быть морально непогрешимым и безупречным во всех отношениях; поддержание впечатления совершенства и добродетели.

Хорни не соглашалась с Фрейдом по вопросу о зависти женщины к пенису; она предложила вместо этого версию о том, что мужчины испытывают зависть к женщинам из-за способности последних рожать и кормить детей. Она также считала, что женщины могут испытывать чувство неполноценности вследствие своей экономической, политической и психологической зависимости от мужчин. Хорни уделяла особое внимание социокультурным влияниям, особенно мужскому доминированию и дискриминации женщин, в объяснении развития личности женщины.

Теории развития личности Абрахама Маслоу (1908—1970) и Карла Роджерса (1902— 1987) обосновывают психогенетический подход к раз­витию личности. Маслоу и Роджерс отвергают детерминизм внутреннего или средового программирования. Психическое развитие — результат собственного выбора, сделанного человеком. Процесс развития — спонтанный, его движущей силой является стремление к самоактуализации (по Маслоу) или стремление к актуализации (по Роджерсу). Эти стремления носят врожденный характер.

В центре концепции Маслоу — самоактуализирующаяся личность (это не обычный человек, которому что-то добавили, а обычный человек, у которого ничего не отняли). Признаки самоактуализирующейся личности:

1)более эффективное восприятие реальности и более комфортабельное отношение к ней;

2)принятие себя, других, природы как они есть;

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Статьи по педагогике:

Создание ситуации успеха
На основе феномена "самореализующегося ожидания" в отечественной социальной психологии Виталием Артуровичем Петровским был сформулирован принцип "отраженной субъектности". Сущность данного принципа заключается в том, что информацию о психологических характеристиках интересующего ...

Цели и задачи экологического воспитания дошкольников
Авторы программ, пособий предлагают разнообразные формулировки целей и задач экологического воспитания дошкольников: «воспитание начал экологической культуры» (С.Н. Николаева), «формирование определенного уровня осознанного отношения, выраженного в поведении, отношении к природе, людям, себе, месту ...

Подбор методов обучения для проведения занятий по предмету «Технология каменных работ» на примере темы «Кладка конструкций стен»
Одним из важнейших условий, обеспечивающих профессиональную подготовку специалистов дисциплины профессионального цикла «Технология каменных работ» является отбор и структурирование содержания, которое должно способствовать достижению заданного уровня сформированности профессиональной культуры на ка ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.eduguides.ru