Роль воспитателя в приобщении детей к мировой музыкальной культуре

Образование и воспитание » Классическая музыка как средство приобщения детей к мировой музыкальной культуре » Роль воспитателя в приобщении детей к мировой музыкальной культуре

Страница 1

Воспитатель располагает большими возможностями приобщения детей к музыке:

1. Активно участвует в процессе обучения детей. Например, в младших группах воспитатель поет вместе с детьми (не заглушая детского пения). В средней и старшей группах помогает разучиванию песен и вместе с музыкальным руководителем оценивает исполнение уже выученного произведения. Помимо этого (если воспитатель поет чисто и выразительно), может спеть новую песню с фортепианным сопровождением.

При обучении детей музыкально-ритмическим движениям в младших группах воспитатель участвует во всех видах движений тем самым активизируя малышей.

В средней, старшей и особенно подготовительной группах роль воспитателя иная: он действует по мере необходимости, показывая какое-либо движение, напоминая то или иное построение или давая детям отдельные указания в пляске, игре и т. д.

2. Воспитатель стимулирует творчество детей: подсказывает тему, распределяет роли, намечает в общих чертах развитие сюжета.

3. Направляет самостоятельную музыкальную деятельность детей, включает музыку в игры, прогулки, трудовой процесс, используя выученный с музыкальным руководителем материал.

4. Участвует в отборе музыкального материала, используя его на занятиях гимнастикой, изобразительной деятельностью, по развитию речи и ознакомлению с окружающим.

Совместная работа и взаимопомощь музыкального руководителя и воспитателя приводит к желаемым результатам в решении задач общего музыкального воспитания дошкольников.

Основываясь на исследованиях ученых (Н.А. Ветлугиной, А.Д. Войновой, И.В. Груздовой, И.Л. Дзержинской, А.В. Кенеман, А.И. Катинене, Л.Н. Комиссаровой, Н.А. Метлова, О.П. Радыновой, Б.М. Теплова, Н.А. Чичериной, В.Н. Шацкой, СТ. Щацкого и др.) можно утверждать, что воспитание дошкольника посредством музыки имеет крайне важное значение для его общего развития. "Не лучше ли начать с того, чтобы разбудить и укрепить потребность в искусстве . Искусство, как таковое, может чувствоваться детьми . оно им близко и необходимо ." .

Видные педагоги Н.А. Ветлугина, А.В. Кенеман, Н.А. Метлов, В.Н. Шацкая утверждали значимость музыкальной культуры для детей дошкольного возраста.

В исследованиях Н.А. Ветлугиной показана значимость восприятия музыки в музыкально-эстетическом воспитании и личностном развитии ребенка, подчеркивается, что его надо развивать еще в дошкольном возрасте, поскольку восприятие способствует развитию эмоциональной отзывчивости на музыку. Большое внимание Н.А. Ветлугина уделяла воспитанию эстетического отношения у детей к музыке. Она отмечала, что "эстетическое отношение выражает личный опыт ребенка и определяет его действия и переживания, связанные с музыкой". Не применяя термин "музыкально-эстетическое сознание", автор фактически оперирует понятиями, характеризующими компоненты музыкально-эстетического сознания. Эстетическое отношение к музыке формируется на основе эмоционального сопереживания музыке, музыкально-слухового опыта, развитой оценки, вкуса А.В. Кенеман полагала, что посредством музыки, физических упражнений, музыкальной игры в детском саду с самого раннего возраста формируются чувства, мышление ребенка, осознанное отношение к действительности, тем самым - основы музыкальной культуры.

В исследованиях Н.А. Метлова, В.Н. Шацкой уделялось значительное внимание развитию музыкального вкуса, интереса, любви к музыке у детей дошкольного возраста.

Именно в дошкольном возрасте ребенок накапливает опыт музыкальной деятельности, который впоследствии оказывает влияние на общее и музыкальное развитие. В исследованиях подчеркивается, что, чем больше ребенок приобщается к музыке, тем интенсивнее его общее развитие. Дети становятся более внимательными, выносливыми, быстрее сосредоточиваются, свободнее владеют речью, улучшается их координация. Вместе с тем дети в раннем возрасте более чувствительны и готовы к музыкальному развитию.

Поэтому формирование основ музыкальной культуры является основной задачей музыкального развития детей. Создана концепция, методически оформленная система, реализованная в программе "Музыкальные шедевры" (О.П. Радынова). Система формирования основ музыкальной культуры дошкольников включает в себя цель, содержание, принципы, методы и формы организации музыкальной деятельности детей.

В детском саду дети недостаточно слушают произведения классической музыки. Музыка звучит в основном на занятиях и используется сравнительно простой репертуар. Но ведь классическая музыка - это не элитарное искусство. Известный японский педагог Suzuki полагает, что слушание настоящей музыки с первых дней жизни ребенка, несомненно, благотворно влияет на его дальнейшее развитие. Экспериментально доказано, что ребенок раннего дошкольного возраста одинаково воспринимает и классическую, и развлекательную музыку. Поэтому важно воспитывать ребенка с раннего возраста на высокохудожественном репертуаре. В связи с этим О.П. Радынова в своей концепции подчеркивает значимость "накопления уже в раннем и младшем дошкольном возрасте музыкально-интонационного опыта восприятия высокого искусства в разных видах музыкальной деятельности". Отмечая важность применения гибких методов и форм работы с детьми, создания условий для творческих проявлений ребенка, автор подчеркивает необходимость формирования основ музыкальной культуры у детей с раннего возраста на основе прочувствованного и осмысленного восприятия музыки.

Страницы: 1 2 3 4 5

Статьи по педагогике:

Состояние функциональной валеологической диагностики в школах, возможные пути решения проблемы
Школа – наиболее значимый общественный институт, максимально приближенный к молодежи. Но она решает образовательные задачи почти без учета проблем со здоровьем учеников. У нее нет, прежде всего, диагностических возможностей для его первичной диагностики. Хотя необходимо следить за динамикой показат ...

Психолого-педагогические особенности подросткового возраста
Подростковый возраст – это время становления характера. Именно в этот период влияние среды, ближайшего окружения оказывается с огромной силой. Поведение подростка – внешнее проявление сложного процесса становления его характера. Серьезные нарушения поведения нередко связанные с отклонениями в этом ...

Воспитание, школа и педагогическая мысль в XIII–XIV вв. на Востоке
Развитие педагогической мысли в XIII–XIV вв. В XIII–XIV веках в восточной педагогике превалирующую роль стал играть суфизм. Многие произведения восточной педагогики и философии распространялись в оригиналах или в переводах и пересказах ученых, получивших признание в странах Востока. В мактабах и ме ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.eduguides.ru