Роль воспитателя в приобщении детей к мировой музыкальной культуре

Образование и воспитание » Классическая музыка как средство приобщения детей к мировой музыкальной культуре » Роль воспитателя в приобщении детей к мировой музыкальной культуре

Страница 3

Исследуя проблему формирования основ музыкальной культуры дошкольников, О.П. Радынова отмечает эффективность применения разных форм организации музыкальной деятельности. Автор уделяет особое внимание вариативной структуре разных занятий и другим формам работы с детьми в повседневной жизни детского сада и в семье.

Особенно важным в рамках данного исследования является характеристика музыкальной культуры ребенка дошкольного возраста. Подчеркивается определяющая роль развития эмоциональной отзывчивости на музыку у ребенка как социально-психологического качества личности, итогом развития которого является проявление ценностного отношения к музыке. В процессе развития эмоций при восприятии высокохудожественных музыкальных произведений активизируется деятельность музыкально-образного мышления, воображения, накапливается интонационный познавательно-ценностный опыт. По мере развития у ребенка мышления и воображения появляются более осознанные оценки восприятия музыки. Через музыку, являющуюся, по мнению О.П. Радыновой, "эмоционально - оценочным стержнем", ребенок постигает основы музыкальной культуры.

Эффективность формирования музыкальной культуры ребенка дошкольного возраста будет зависеть от взаимодействия и развития всех компонентов музыкально-эстетического сознания: эстетических эмоций, чувств, потребностей, интересов, вкуса, мышления, воображения, представлений об идеале, проявляющихся в творчестве.

Таким образом, гармоничное сочетание деятельности и музыкально-эстетического сознания способствует развитию основ музыкальной культуры. Необходимо отметить, что понятие "музыкальная культура" вбирает проблему способностей (Р.А. Тельчарова). Наличие музыкально-слуховых способностей у ребенка и их развитие - предпосылка успешной музыкальной деятельности. Известный психолог Б.М. Теплов в своей концепции отмечал, что "музыкально-эстетические" способности помогают сформировать эмоционально-познавательное отношение к музыке. Тем самым они способствуют развитию музыкальной культуры.

В раннем дошкольном возрасте у ребенка преобладает эмоциональное восприятие музыки, а позднее - более осознанные эмоциональные оценки. В этом случае "эмоциональная отзывчивость, как личностное качество, предполагает единство переживания, познания и проявления положительного эмоционально-оценочного отношения к музыке, опосредованного музыкальным опытом ребенка" отмечает И.В.Груздова. С целью развития эмоциональной отзывчивости на музыку детей младшего дошкольного возраста применялась программа "Музыкальные шедевры" О.П.Радыновой, в процессе применения которой выявились положительные результаты. Исходя из этого, И.В.Груздова в своей работе утверждает, что начала музыкальной культуры важно развивать уже в младшем дошкольном возрасте на основе развития эмоциональной отзывчивости на музыку, музыкального мышления и воображения в различных видах музыкальной деятельности, доступных возрасту ребенка.

Е.В. Боякова, характеризуя сущность и педагогические условия развития интереса к музыке у детей старшего дошкольного возраста, выявила его особенности. Автор в своей работе указывает на интерес как предпосылку формирования основ музыкальной культуры дошкольников и называет его формируемым личностным качеством, "содержанием которого является в различной степени осознанное ценностное отношение к музыке". Особенно важным в рамках данного исследования является то, что интерес к музыке у детей развивается в опоре на эмоциональную отзывчивость на музыку и музыкальное мышление. Основополагающим является эмоциональный компонент, который в процессе восприятия музыки у детей вытесняет волевой. Е.В. Боякова делает вывод, что интерес к музыке у детей старшего дошкольного возраста проявляется прежде всего через эмоциональную отзывчивость.

Исследуя процесс формирования оценочного отношения к музыке у детей старшего дошкольного возраста, С.А. Фадеева приходит в своей работе к важному выводу. Она доказывает, что оценочное отношение к музыке является личностным качеством ребенка, способным формироваться в опоре на эмоциональную отзывчивость на музыку. По мнению автора, оценочное отношение выступает как одномоментный эмоционально-интеллектуальный оценочный процесс, в котором эмоция характеризуется основой и условием для формирования музыкальной культуры ребенка.

Следует обратить внимание на диссертационное исследование В.В. Домогацих "Развитие цветомузыкального восприятия у детей старшего дошкольного возраста". По справедливому замечанию автора синтез искусств является эффективным средством формирования основ художественной культуры дошкольника. В исследовании рассматривается проблема комплексного применения музыкального и изобразительного искусства в целях эстетического развития дошкольников. В своей работе В.В. Домогацких цветомузыкальное восприятие характеризует как "способность соотнесения эмоционального содержания музыки с эмоциональной выразительностью цвета, проявляющееся в специфической художественной деятельности, в которой на базе всех компонентов эстетического сознания (эстетических эмоций, интереса, вкуса, идеальных представлений о красоте) осуществляется становление эмоционально-ценностного отношения к произведениям искусства, как основы художественной культуры". Автор отмечает, что в основе восприятия музыкальных и цветовых образов у детей старшего дошкольного возраста является эмоциональная отзывчивость на произведения искусства.

Страницы: 1 2 3 4 5

Статьи по педагогике:

Проблема литературного развития школьников в трудах В. В. Данилова
Неудовлетворительное состояние преподавания литературы в школе: «несовершенство программы по литературе», «неопределенность целей, которые преследуют преподаватели», «отсутствие у оканчивающих школу литературного развития» подвигло В.В.Данилова к написанию методического труда «Литература как предме ...

Отметка в семейной жизни школьника
Педагогическая отметка выступает как основа развития отношений семьи к ребенку. Она появляется в семье ребенка без сопровождения оценки, отделившись от нее. Если в школе отметка еще была связана с оценкой, то в семье ученика отметка выступает самостоятельно, поэтому раскрыть, осмыслить отметку не т ...

Определение сущности постановки целей и идеалов в образовании и воспитании
Процесс целеполагания в образовании и воспитании обусловлен целым рядом факторов. Чтобы выделить эти факторы, обратимся к анализу исторического опыта целеполагания в образовании и воспитании. В первобытном обществе, согласно И.П. Подласому, "воспитание было призвано обеспечивать существование ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.eduguides.ru