Анализ современных работ показывает, что проблема развития основ музыкальной культуры дошкольников является актуальной и своевременной. Исследуя различные компоненты музыкально-эстетического сознания, авторы относят их к формируемым личностным качествам ребенка и отмечают значимость эмоциональной отзывчивости на музыку в их структуре.
Экспериментально доказано, что система формирования основ музыкальной культуры дошкольников, созданная О.П. Радыновой, имеет огромный развивающий эффект. Чтобы сформировать основы музыкальной культуры у ребенка педагогам, воспитателям необходимо самим иметь достаточный уровень музыкальной культуры, в том числе профессиональной музыкальной компетентности. Большое внимание вопросам подготовки специалиста музыканта для работы в дошкольном учреждении уделено в исследованиях О.П. Радыновой. Изучая знания, умения, качества личности, необходимые музыкальному руководителю и воспитателю для работы с детьми, исследователь анализирует особенности функций их деятельности. Автор отмечает, что основополагающей функцией деятельности педагога-музыканта дошкольного учреждения является ориентационная, поскольку первостепенную значимость имеет развитие личности ребенка, его ценностных ориентации. О.П. Радынова выделяет важнейшие умения, необходимые музыканту-педагогу в работе с детьми. Это умение выбирать варианты интерпретации музыкальных произведений и умение пояснять эмоционально-образное содержание музыки. На наш взгляд, умение пояснять эмоционально-образное содержание музыки необходимо и в деятельности будущего воспитателя. Научившись применять образные сравнения, метафоры при анализе музыкального произведения, будущие педагоги смогут помочь детям чувствовать и понимать музыку.
Громакова, Е.А. Дубровская, Р.А. Егорова, Т.Н. Таранова).
Музыкальная культура будущего педагога дошкольного образования выступает как личностное качество, формирующееся в музыкальной деятельности в опоре на развитие эмоциональной отзывчивости на музыку, музыкального мышления и воображения, всех компонентов музыкально - эстетического сознания (чувств, потребностей, интересов, вкусов, идеалов), проявляющихся в ценностном отношении к музыке и профессиональной музыкальной компетентности (накопленный слушательский опыт музыки, музыкальные знания и умения творчески применять их в профессиональной деятельности).
Развитие музыкальной культуры педагогов представляется нам необходимым условием для решения важнейших задач всего педагогического процесса дошкольных образовательных учреждений в целом.
Занимаясь музыкальным воспитанием, важно помнить и об общем развитии детей.
Дошкольники имеют небольшой опыт представлений о чувствах человека, существующих в реальной жизни. Музыка, передающая всю гамму чувств и их оттенков, может расширить эти представления. Помимо нравственного аспекта музыкальное воспитание имеет большое значение для формирования у детей эстетических чувств. Приобщаясь к культурному музыкальному наследию, ребенок познает эталоны красоты, присваивает ценный культурный опыт поколений. Многократное восприятие произведений искусства постепенно ориентирует человека в выявлении важных для него мыслей, чувств, настроений, выраженных в художественных образах, в значимом для него содержании.
Музыка развивает ребенка и умственно. Помимо разнообразных сведений о музыке, имеющих познавательное значение, беседа о ней включает характеристику эмоционально-образного содержания. Словарь детей обогащается образными словами и выражениями, характеризующими настроения, чувства, переданные в музыке.
Музыка развивает эмоциональную сферу. Эмоциональная отзывчивость на музыку — одна из важнейших музыкальных способностей. Она связана с развитием эмоциональной отзывчивости и в жизни, с воспитанием таких качеств личности, как доброта, умение сочувствовать другому человеку.
Музыкальная деятельность включает в себя не только восприятие музыки, но и посильное детям исполнительство, основанное на опыте восприятия,— пение, игра на музыкальных инструментах, музыкально-ритмические движения. С помощью пения, игры на музыкальных инструментах можно развить другую музыкальную способность—умение представить и воспроизвести высоту музыкальных звуков в мелодии. Развитие этой способности предполагает умственные операции: сравнение, анализ, сопоставление, запоминание—и, таким образом, влияет не только на музыкальное, но и на общее развитие ребенка.
Чувство ритма (третья музыкальная способность) формируется прежде всего в музыкально-ритмических движениях, которые позволяют детям глубже откликнуться на музыку, смену ее характера, как бы «пропустить ее через себя». Эти занятия требуют внимания, сосредоточенности, концентрации памяти, эмоций, что также важно не только для музыкальной деятельности, но и для общего развития ребенка.
Статьи по педагогике:
Аппаратно-программный комплекс диагностики функционального состояния «Тетр»
как возможная основа организации валеологического мониторинга в ярославских
школах
Комплекс «Тетр», разрешающий задачи психофизиологической валеологической диагностики функционального состояния непосредственно в условиях школы, начал создаваться с 2001 года. В его основе два аппаратно-программных метода. 1. Компьютерная программа «теппинг-тест». Программа создана в 2002 году в об ...
Содержание экологических знаний в курсе химии средней школы
Роль школьного курса химии в экологическом образовании обуславливается тем, что данная наука связана с познанием законов природы, химической формы движения материи и ее значимость в материальной жизни общества. Перед учителем химии, ведущим природоохранную работу, стоят следующие задачи: раскрытие ...
Положение теории гуманитаризации математического образованя
Теория носит название гуманитаризации школьного математического образования. Данное название отражает характер основных направлений модернизации системы обучения. Идентификация: по уровню применения данная технология обучения является частно-предметной, так как раскрывает особенности обучения матем ...