Роль воспитателя в приобщении детей к мировой музыкальной культуре

Образование и воспитание » Классическая музыка как средство приобщения детей к мировой музыкальной культуре » Роль воспитателя в приобщении детей к мировой музыкальной культуре

Страница 2

Важно подчеркнуть, что ребенку необходима помощь воспитателя дошкольного образовательного учреждения для постижения музыкального языка и, в конечном итоге, музыкальной культуры.

Путь присвоения музыкальной культуры лежит через интонацию. Музыкальная интонация может с особой силой передавать эмоциональные состояния, чувства, смену настроений. С помощью интонации музыка выражает связь с жизненными образами, воздействует на восприятие слушателя. Известный музыковед Б. Асафьев выдвинул идею музыкальности как "целостного мироощущения и мировосприятия", которая воплощает в себе идеал цельности самого человека, его внутренней духовной гармонии. Он указывал на то, что музыка есть искусство интонационное, иначе она "не слышима".

Переживание интонаций музыки являются личностными. Интонационные признаки, характерные для каждой эпохи музыкальной культуры общества, в процессе музыкального восприятия творчески переосмысливаются.

Ю. Кремлев подчеркивал, что глубокое восприятие музыки предполагает "интонационное слушание, постижение отражаемых музыкой эмоций, предметов, процессов". Интонация объединяет в себе различные музыкально-выразительные средства и трансформируется в музыкальный образ, "именно с интонации начинается его правдивость или ложность, содержательность или модность". Интонация есть проявление мысли и чувства. Мысль человека, "чтобы стать звуково-выраженной, становится интонацией". Через интонацию выявляется сознание человека, его мышление, интеллект в познании музыки, поскольку "слышать так, чтобы ценить искусство - это значит, и умственный труд, умозрение". В.В. Медушевский полагает, что музыка способна перестроить систему ценностных ориентации человека через интонацию. Отметим, что музыкальная интонация есть особая форма эмоционального проявления, выразительно-смысловая единица, детерминирующая само содержание музыки.

Через накопление опыта восприятия музыки, полученные знания о ней и творческое ее переосмысление у будущих воспитателей детского сада формируется ценностное отношение к музыкальному искусству. Накопление знаний происходит через осмысление музыкальной интонации и выражении ее смысла в ярких, емких характеристиках музыкального образа. Это осмысление дает представление о структуре музыкальной ткани, о средствах выразительности, о стилевом и жанровом своеобразии произведения. Тем самым, будущие педагоги накапливают интонационный познавательно-ценностный опыт музыкального восприятия. Полученные знания и опыт восприятия музыки реализуются в творческой работе с детьми.

Музыкальные произведения, систематизированные в программе "Музыкальные шедевры", являются доступными для ребенка дошкольного возраста, благодаря "соответствию эмоционального содержания музыки эмоциональному опыту ребенка". "Творческое слышание музыки" помогает ребенку творчески проявлять себя в разных видах и формах музыкальной деятельности. Поэтому система, основанная на принципах: тематическом, концентрическом, контрастного сопоставления репертуара, адаптивности, синкретизма, способствует формированию эмоционально-оценочного отношения к музыке и нахождению личностного смысла в ней. Тематический принцип является основным в программе, так как раскрывает детям особенности музыки и поддерживает интерес к ней. Программу "Музыкальные шедевры" составляют шесть тем, повторяющихся при изучении новых произведений в каждой возрастной группе. Повторяемость тем позволяет выявить принцип цикличности или концентричности. Дети учатся применять усвоенные музыкальные знания в творческой деятельности, а также получают новые знания. Принцип контрастного сопоставления репертуара способствует развитию музыкального мышления, воображения, проявлениям творчества при познании, осмыслении и оценки музыки. Применяя принцип адаптивности, педагог варьирует подбор репертуара, методы и формы обучения детей. Взаимовлияние различных видов искусств обеспечивает принцип синкретизма. "Творческое слышание" музыки способствует проявлению эмоционально-оценочного отношения к музыке и творческой активности детей.

В процессе формирования основ музыкальной культуры в программе "Музыкальные шедевры" рекомендуются как традиционные методы (наглядные, словесные, практические) с усложнением, так и методы контрастных сопоставлений произведений и уподобления характеру звучания музыки (О.П. Радынова). Применение этих методов способствует развитию эмоциональной отзывчивости на музыку, интереса, мышления, воображения, всех компонентов музыкально-эстетического сознания, а также выявлению смысла музыки, средств музыкальной выразительности.

Страницы: 1 2 3 4 5

Статьи по педагогике:

Психолого-педагогические особенности старшего подросткового возраста
Старший подростковый возраст исследуется и характеризуется в специальной литературе, во-первых, как граница детства, во-вторых, как граница взросления с радикальными переменами социальных ролей. Период старшего подросткового возраста можно определить как период взросления. Как отмечает М. Кле, разв ...

Сущность понятий "объект", "модель", "моделирование"
С точки зрения информатики, решение любой производственной или научной задачи описывается следующей технологической цепочкой: «реальный объект - модель - алгоритм - программа - результаты - реальный объект». В этой цепочке очень важную роль играет звено «модель», как необходимый, обязательный этап ...

План занятий математического кружка учащихся 6-х классов и методические рекомендации к ним
Содержание занятий разработано из расчета одно занятие в две недели, что составляет 18 занятий за учебный год. План занятий математического кружка учащихся 6-х классов: задачи на делимость; признаки делимости на 3 и на 9; признаки делимости на 7, на 11, на 13; прямая и обратная пропорциональность; ...

Категории

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.eduguides.ru