Теории развития личности

Страница 7

Роджерсовская теория человека не утратит своего влияния на персонологию еще в течение многих лет, считают многие психологи. Роджерс и Маслоу предлагают радикально противоположную трактовку человеческой природы по сравнению с психоанализом и бихевиоризмом. С точки зрения гуманистической психологии, сама сущность человека постоянно движет его в направлении личностного роста, творчества и самодостаточности.

Диспозиционное направление в теории личности: Гордон Олпорт (1897-1967), Рэймонд Кеттел (1905), Ганс Айзенк (1916-1997). В основе диспозиционного направления в изучении личности лежат две общие идеи. Первая заключается в том, что люди обладают широким набором предрасположенностей реагировать определенным образом в различных ситуациях (т.е. черт личности). Это означает, что люди демонстрируют определенное постоянство в своих поступках, мыслях и эмоциях, независимо от времени, событий и жизненного опыта. В самом деле, суть личности определяется теми склонностями, которые люди проносят через всю жизнь, которые принадлежат им и неотъемлемы от них.

Вторая основная идея диспозиционного направления связана с тем обстоятельством, что нет двух людей, в точности похожих друг на друга.

Один из наиболее влиятельных приверженцев диспозиционного направления, Г. Олпорт полагал, что каждая личность уникальна и что ее уникальность наилучшим образом может быть понята через определение конкретных черт личности. Значительное место в его теории уделено тому, каким образом на поведение человека влияют когнитивные и мотивационные процессы. Теория Олпорта представляет собой соединение гуманистических и индивидуальных подходов к изучению человеческого поведения. Гуманистичность проявляется в попытке выявить все аспекты человеческого существа, включая потенциал личностного роста, преодоление себя и самореализацию.

Индивидуальный подход отражается в стремлении Олпорта понять и предсказать развитие реальной, конкретной личности. Отличительной чертой теоретической ориентации Олпорта является его убежденность в том, что поведение человека всегда является результатом той или иной конфигурации личностных черт.

Олпорт считал черту самой значительной единицей анализа для понимания и изучения личности. В его системе черта личности определяется как предрасположенность к реагированию сходным образом на различные виды стимулов. Черты личности объясняют устойчивость поведения человека во времени и в различных ситуациях. Они могут быть классифицированы как кардинальные, центральные и вторичные в зависимости от широты спектра их влияния. Олпорт также выделял общие и индивиду­альные склонности. Первые — это общие черты, по которым можно сопо­ставить большинство людей в пределах данной культуры, в то время как вторые относятся к характеристикам, свойственным какому-либо человеку, и не могут быть критерием для сравнения людей.

Олпорт ввел понятие проприум — позитивное, творческое, стремящееся к росту и развивающееся свойство человеческой природы. Это всеобъемлющий конструкт, объединяющий черты личности и дающий направление жизни человека. Это качество, осознаваемое как наиболее важное и центральное. Это не что иное, как самость. Он выделил стадии развития проприума и характеристики их определения:

1.Телесная самость — осознание телесных ощущений.

2.Самоидентичность — неизменность и непрерывность «Я», независимо от происходящих изменений.

3.Самоуважение — гордость за собственные достижения.

4.Расширение самости — «Я» начинает охватывать важные аспекты социального и физического окружения.

5.Образ себя — «в целях и стремлениях индивида начинают отражаться ожидания других значимых людей.

6.Рациональное управление самим собой — абстрактная аргументация и применение логики для разрешения повседневных проблем.

7.Проприумативное стремление — целостное чувство «Я» и планирование перспективных целей.

Рассмотрим характеристику двух из названных аспектов.

Ощущение самоидентичности. Второй аспект развертывания проприума — самоидентичность — наиболее очевиден тогда, когда посредством языка ребенок осознает самого себя в качестве определенного и постоянно важного лица. Бесспорно, наиболее важной отправной точкой для чувства целостности и непрерывности «Я» становится со временем собственное имя ребенка. Выучив свое имя, ребенок начинает постигать, что он остается одним и тем же человеком, несмотря на все изменения в его росте и во взаимодействиях с внешним миром. Одежда, игрушки и другие любимые вещи, принадлежащие ребенку, усиливают чувство идентичности. Но самоидентичность не устанавливается одномоментно. Например, двухлетний ребенок может не осознавать того, что ему холодно, что он устал или что ему нужно в туалет. Как и Эриксон, Олпорт понимал, что самоидентичность непрерывно развивается до тех пор, пока не стабилизируется в зрелости.

Страницы: 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12

Статьи по педагогике:

Характеристика форм внеклассной работы
Для эффективности обучения младших школьников культуре стран дальнего зарубежья следует проводить его на основе внеклассной работы. При изучении реальных ситуаций межкультурного контакта установлено, что эволюция восприятия человека, попавшего в незнакомую культуру, проходит три основных этапа. При ...

Особенности оценочной деятельности учителя в современной начальной школе
В настоящее время в школе доминирует традиционная методика обучения и оценивания. Термином «традиционная методика» обозначается методика, которая действует в массовой практике на протяжении ряда десятилетий. «Она сохраняется до сих пор, и после перехода на новые программы, но не в силу своих высоки ...

Методика проведения заключительного инструктажа
Разработать содержание и методику проведения заключительного инструктажа также подробно, как вводного, самостоятельной работы учащихся и текущего инструктажа мастера, конечно, невозможно, так как это в значительной степени определяется ходом занятия. Но основное в проведении заключительного инструк ...

Категории

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.eduguides.ru