Основные механизмы приспособления — ассимиляция и аккомодация.
Ассимиляция — процесс приспособления новой информации к существующим схемам действий, в ходе которого они не изменяются в принципе, а лишь уточняются, совершенствуются.
Аккомодация — пластичное изменение личности, при котором перестраиваются старые схемы действий и вырабатываются новые. Это приводит к перестройке, модификации имеющихся схем (понятий) и выработке новых.
В процессе приспособления к новой проблемной ситуации ассимиляция и аккомодация объединяются, их сочетание дает адаптацию. Завершает адаптацию установление равновесия, когда требования среды (задачи), с одной стороны, и схемы действий, которыми владеет ребенок, — с другой, приходят в соответствие. Интеллектуальное развитие стремится к стабильному равновесию. На каждом возрастном этапе равновесие нарушается и восстанавливается, и полная логическая уравновешенность достигается только в подростковом возрасте на уровне формальных операций.
Характер взаимоотношений между этими механизмами обусловливает качественное содержание умственной деятельности человека. На ранних стадиях развития любая умственная операция — компромисс между этими механизмами. Собственно логическое мышление — как высшая форма познавательного развития — результат гармонического синтеза между ними. Ж. Пиаже выделял такие периоды развития интеллекта, как сенсомоторный интеллект (0—2 года), репрезентативный интеллект и конкретные операции (2—11 лет), формальные операции (11 — 15 лет). Понятиями этого подхода также являются: представление о сохранении, трансдукция, эгоцентризм мышления, обратимость/необратимость мышления.
Деятельностная теория развития личности. Получила наибольшее распространение в отечественной психологии. Основателем деятельностной теории личности в отечественной психологии считается Алексей Николаевич Леонтьев (1903—1979). Им обосновано строение (архитектура) личности по трем важнейшим параметрам: связи индивида с миром, степени иерархичности деятельности, мотивационной сфере личности. Связи индивида с миром многогранны, а за ними лежат различия в содержании тех предметных и социальных отношений, которые заданы объективными условиями эпохи, нации, класса.
Поэтому подход к личности должен быть конкретно-историческим.
Основой для него служил структурный анализ деятельности, выделение в ней элементов, образующих систему, в которой важное место отводилось отношению между строением деятельности и строением сознания.
Кроме А.Н. Леонтьева большой вклад в развитие этого направления внесли СЛ. Рубинштейн, К.К. Платонов, Б.М. Теплов, Б.Г. Ананьев и другие исследователи. Согласно этой теории, главным источником развития личности является деятельность, т.е. сложная динамическая система взаимодействий субъекта с миром, под влиянием которой формируются свойства личности.
В деятельностной теории проблема личности является одной из центральных, исследуются ее свойства и особенности. Основными из них являются:
1)психологические свойства и Отношения (общая психология);
2)индивидуальные особенности и различия между людьми (дифференциальная психология);
3)межличностные связи и отношения, статус и роль личности в различных социальных общностях (социальная психология);
4)особенности общественного поведения и конкретных видов деятельности (прикладная психология).
Исходными характеристиками человека как субъекта деятельности, согласно Рубинштейну и Ананьеву, являются сознание (отражение объективной действительности) и деятельность (преобразование действительности). Именно деятельность служит краеугольным камнем в формировании свойств личности. Рубинштейн отмечал, что в труде, игре и учении — в них всех совместно и в каждом из них по-своему проявляется и формируется личность. Психическое содержание труда, игры и учения — это психическое содержание личности в труде, игре и учении.
Деятельности присущи две характеристики: предметность и субъектность.
Предметность выражается в том, что сам человек является носителем активности, источником преобразования действительности. В этом отношении характерна позиция К.А. Абульхановой-Славской, считающей, что субъект с учетом своих индивидуальных особенностей (возможностей и недостатков) согласует систему своих личностных качеств (чувств, мотиваций, воли) с системой объективных условий и требований решаемой задачи. Позиция субъекта — это комплексная характеристика психологических режимов деятельности в соответствии со способностями, состояниями, отношениями субъекта к задаче, с одной стороны, его стратегией и тактикой — с другой, наконец, с объективной динамикой деятельности (ее событиями и фрагментами) — с третьей. Согласно Абульхановой-Славской, предметность, присущая только человеческой' деятельности, непременно влечет за собой другую характеристику — субъектность, которая выражается в намерениях, потребностях, мотивах, целях.
Статьи по педагогике:
Психолого-педагогическое обоснование исследуемой проблемы
Выбор средств обучения русскому языку, в том числе и средств развития речи школьников, опирается на достижения педагогики, дидактики, которая дает обобщенное понятие процесса обучения (это необходимо учителю). Успешное изучение русского языка невозможно без знания психологии обучаемых. Вот поэтому ...
Неуспеваемость глазами педагога
В итоге оценивания учащихся возникает проблема неуспеваемости или неудач в учебе отдельных учеников. Под неуспеваемостью понимается ситуация, в которой поведение и результаты обучения не соответствуют воспитательным и дидактическим требованиям школы. Неуспеваемость выражается в том, что ученик имее ...
Коррекционное значение музыкальной деятельности в развитии эмоциональной
сферы дошкольников с задержкой психического развития
Развитие эмоциональной сферы детей с задержкой психического развития рассматривается как приоритетная коррекционная задача. По мнению Т.Н. Павлий многие трудности адаптации к школьному обучению у этих детей обусловлены незрелостью их переживаний и своеобразием эмоциональной регуляции поведения. Мно ...