Теории развития личности

Страница 13

А. Г. Ковалев в структуре личности различает четыре блока.

Первый из них включает в себя психические процессы: ощущение, восприятие, представления, память, речь, мышление, внимание.

Второй — объединяет психологические свойства: темперамент, характер, способности и эмоционально-волевую сферу (чувства, эмоции, воля).

Третий — включает психические состояния.

Четвертый — составляют психологические образования (знания, умения, навыки).

Структура личности, по К. К. Платонову, как уже указывалось, образуется четырьмя подструктурами: биологической (темперамент, возрастные особенности, половые различия и др.), психологической (психические процессы, особенности), социальным опытом, направленностью личности. Взгляды Платонова во многом совпадают с позицией Рубинштейна, который в структуру личности включал три подструктуры: отношения и направленность (что человек хочет), способности (что человек может), характер в его проявлениях (что человек есть).

Включение Платоновым темперамента в биологическую подструктуру личности вполне оправданно. Он является биологическим наследственным фундаментом нервной системы. Темперамент как бы закреплен в человеке генетически и чрезвычайно мало изменяется в процессе жизнедеятельности. Усвоение и воспроизводство опыта личностью осуществляется в процессе общения и деятельности. Под направленностью личности понимается совокупность устойчивых мотивов, ориентирующих деятельность человека в соответствии с его интересами, склонностями, убеждениями и идеалами.

Таким образом, структура личности, по Платонову, представляет собой попытку объединить биологический и социальный подходы. Личность у Платонова взята не только в системе социально обусловленных и проявляющихся в общественных связях и отношениях психологических характеристик, но и в биологической подструктуре (темперамент, половые различия, возрастные особенности), генетически' закрепленной и сопутствующей человеку с рождения до конца жизни.

Последователи Платонова в качестве структурных блоков личности выделяют четыре элемента: направленность, способности, характер и самоконтроль.

Направленность — совокупность устойчивых мотивов, ориентирующих деятельность личности независимо от текущих ситуаций. Она характеризуется интересами, склонностями, убеждениями и идеалами, отражающими мировоззрение человека. Многое здесь зависит от господствующих мотивов поведения и действий индивида. В структуре направленности значимая роль принадлежит идейным убеждениям и установкам. Мотивы могут быть самые разнообразные, и определить из них истинный довольно сложно.

Способности — второй компонент структуры личности. Под ними следует понимать индивидуально-психологические особенности, являющиеся условием успеха в той или иной продуктивной деятельности.

Основы развития общих способностей заложены в познавательных (психических) процессах. К общим способностям относятся индивидуально-психологические свойства личности, которые обеспечивают продуктивность в овладении знаниями, умениями и навыками для различных видов деятельности. К специальным способностям относятся такие свойства личности, которые помогают достичь высоких результатов в какой-либо определенной области деятельности (музыкальной, сценической, спортивной, математической, полководческой и т.п.).

Под характером понимается совокупность устойчивых индивидуальных особенностей личности, складывающаяся и проявляющаяся в деятельности и общении. И темперамент, и характер зависят от физиологических особенностей личности, от типов высшей нервной деятельности. Однако, в отличие от темперамента, характер формируется на протяжении всей жизни человека и включает морально-волевые качества.

К моральным качествам (свойствам) относятся чуткость или черствость, ответственность, скромность и др. Эти свойства проявляются в основных нравственных действиях человека, закрепленных в привычках, обычаях и традициях общества. К волевым качествам относятся решительность, настойчивость, мужество, самообладание. Они обеспечивают определенный стиль поведения, выбор способов решения практических задач. Человек, обладающий морально-волевым характером, социально активен, соблюдает нравственные нормы. Человек с аморальным характером не признает таких норм, все свои усилия направляет на удовлетворение своих собственных целей.

Самоконтроль — это саморегуляция поведения и деятельности. Характер функционирования самоконтроля зависит от направленности личности, самооценки, типа нервной системы, таких характерологических черт, как уверенность, неуверенность, тревожность, ответственность, дисциплинированность. Самоконтроль как бы надстраивается над всеми остальными блоками четырехкомпонентной структуры личности. Благодаря этому осуществляется коррекция действий и поступков, предвосхищение, планирование, усиление или ослабление той или иной деятельности.

Страницы: 8 9 10 11 12 13 14

Статьи по педагогике:

Влияние музыкального искусства на развитие детей
Младший школьный возраст является одним из самых ответственных этапов развития ребенка. В этот период под влиянием целенаправленного педагогического воздействия формируются важные психические новообразования, происходит становление учебной деятельности, в частности ее мотивации и базовых учебных ум ...

Проблемы и перспективы современного урока
Урок как форма организации учебной работы существует с семнадцатого века, то есть более 350 лет. Это педагогическое изобретение оказалось столь жизнеспособным, что и в наши дни урок остается самой распространенной организационной формой учебно-воспитательного процесса в школе. До 50-х годов 20 века ...

Категория детства и его проблемы в современном мире
Главными проблемами, от решения которых зависит освещение всех других вопросов педагогической антропологии, являются проблемы детской, природы. Однако на протяжении многих столетий ребенок воспринимался как маленький взрослый, который в соответствии с этим и должен понимать все почти как взрослый. ...

Категории

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.eduguides.ru