художественность;
доступность;
воспитательная направленность.
Именно такие критерии наиболее полно определяют пути формирования музыкального исполнительства дошкольников.
Музыкальный репертуар и его художественная ценность имеют первостепенное значение в музыкальном развитии детей. Разучивание и исполнение народных песен, танцев, игр в детском саду и в семье дает возможность приобщить детей к традициям и истории народа, познакомить с подлинно художественными образцами — народными потешками, попевками, колыбельными, закличками, скороговорками. А игровая форма большинства фольклорных произведений делает возможным их широкое использование в танцевально-игровой деятельности и в игре на детских музыкальных инструментах.
Ознакомление детей с музыкой отечественных и зарубежных композиторов-классиков — М. Глинки, П. Чайковского, А. Мусоргского, Н. Римского-Корсакова, И. Баха, В. Моцарта, А. Вивальди, Ф. Шуберта, Р. Шумана, Э. Грига и многих других позволяет постепенно приобщать их к основам мировой и общенациональной музыкальной культуры, что, несомненно, способствует формированию гармонической личности, способной не только любить и понимать искусство, но и чутко и бережно относиться ко всему окружающему, к миру природы, к миру человеческих взаимоотношений.
Обязательной составляющей музыкального репертуара для дошкольников являются произведения современных композиторов-классиков — Д. Шостаковича, С. Прокофьева, Г. Свиридова, А. Лядова, С. Майкапара, Д. Кабалевского и других известных детских композиторов — М. Красева, В. Витлина, Ю. Слонова, Т. Попатенко и др. Интонационно-образный строй современной музыки позволяет расширить музыкальные впечатления детей, способствует развитию интереса к современной музыке, воспитывает художественный вкус.
Чувства, воплощенные в музыке, «опосредованы художественным идеалом, системой ценностных представлений, связаны не со случайным, а с устойчивым общественно значимым, социально-историческим содержанием» (В. Медушевский). Переживания эстетического характера обогащают опыт ребенка, в том числе способность эмоционально реагировать на происходящее вокруг него. Это значит, что он не останется безразличным к чувствам других людей, научится понимать их, проявлять сострадание, жалость, сочувствие и т. д. Только так маленький ребенок может усвоить закономерности музыкального искусства, почувствовать связь музыки с действительностью, воспринять многообразие форм проявления и бытования музыкальной культуры.
Большинство задач, связанных с музыкальным развитием ребенка, ложится на плечи музыкального руководителя и воспитателя детского сада. Музыкальный руководитель является основным связующим звеном между музыкальным искусством и ребенком. В связи с этим он должен обладать целым рядом качеств, необходимых в его профессиональной деятельности.
В первую очередь это связано с выразительным исполнением музыкальных произведений. Чтобы дети почувствовали образный характер музыкальных сочинений, исполнение музыки должно быть ярким и выразительным. А это требует от специалиста-музыканта высокого уровня владения техническими и исполнительскими навыками. Педагогу-музыканту необходимо владеть своим голосом: вокальными и хоровыми умениями и навыками, уметь показать приемы работы над звукообразованием, дикцией, дыханием, следить за стройностью пения. Важное место в работе музыкального руководителя принадлежит умению пластично двигаться, давая детям образец выразительного движения в играх, танцах.
Педагог-музыкант — носитель художественной культуры, которая должна проявляться в развитом музыкальном вкусе, широте эстетических интересов, культуре речи.
Определенными знаниями и умениями, связанными с музыкальным развитием детей, должен обладать и воспитатель дошкольного учреждения, принимающий непосредственное участие в этом процессе, организуя и планируя эту работу совместно с музыкальным руководителем, поэтому на нем также лежит большая ответственность.
Современные психолого-педагогические исследования убедительно показали, что только благодаря соприкосновению с подлинным искусством становится возможным воспитать у ребенка любовь к музыке, умение воспринимать ее, развить способность чувствовать и понимать ее содержание, развить фантазию и воображение. Решение этой задачи открывает большие возможности как для музыкального руководителя, так и для всего педагогического коллектива дошкольного учреждения.
Статьи по педагогике:
Теория развития личности Э. Эриксона
Согласно теории развития личности Э. Эриксона, развитие личности продолжается всю жизнь, где один этап в случае благополучного разрешения внутренних противоречий приходит на смену другому. Детство 1. Доверие и недоверие. Первая стадия развития человека соответствует оральной фазе классического псих ...
Структура физкультурно-педагогической деятельности учителя
В своей профессиональной деятельности учитель физической культуры должен удовлетворить требования общества, которые заложены в виде целей и задач, представленных в Программе по физическому воспитанию. В каждой деятельности можно условно выделить подготовительный, исполнительный и контрольный этапы ...
Приёмы развивающего чтения как средство развития самооценки личности
младших школьников на уроках чтения
По мнению ряда исследователей, таких как Л.Н. Засорина, В.С. Кукушина и др., развивающее чтение является одним из эффективных факторов, влияющих на процесс самооценивания личности младших школьников. Однако, как считает В.С. Кукушин, термин «развивающее чтение» ещё не получил признание в педагогике ...