Значение классической музыки в развитии и воспитании детей дошкольного возраста

Образование и воспитание » Классическая музыка как средство приобщения детей к мировой музыкальной культуре » Значение классической музыки в развитии и воспитании детей дошкольного возраста

Страница 2

Поэтому приоритетным направлением в музыкальном развитии современных дошкольников является обогащение духовного мира через высокохудожественные образцы музыкального искусства. Знакомство с ними вносит черты целостности и гармонии в мироощущение и характер детей, определяет нормы поведения и взаимоотношений. Так складывается основополагающий принцип — принцип художественности. Как он реализуется? Известно, что жизнь музыкального произведения можно представить как триаду: композитор — исполнитель — слушатель.

Исполнитель, т. е. музыкант-педагог, занимает в этом процессе ведущее место. От его вкуса, выразительного исполнения зависит художественность вкуса и предпочтений маленького слушателя. Поэтому важно развить у дошкольников потребность в постоянном общении с настоящей музыкой — народной, классической, современной.

Помня о том, что музыкальная деятельность весьма значима для дошкольника, необходимо организовать ее так, чтобы она вызывала положительное эмоциональное отношение к ней. Процесс приобщения к музыке и музыкальной деятельности должен быть основан на хорошем знании ребенка: его интересов и предпочтений, музыкального опыта, эмоционального состояния, возрастных психофизиологических особенностей.

Чтобы приобщение ребенка к музыке состоялось, взрослым (педагогам и родителям) необходимо знать:

что такое музыкальность и как она проявляется в дошкольном детстве;

как сформировать слушательские способности;

как воспитать у детей любовь к музыкальной исполнительской деятельности:

как развить музыкально-творческие способности.

Музыкальность — сложное структурное образование, включающее два ведущих компонента: эмоциональный и слуховой. Эмоциональный компонент формируется от эмоционального отклика на звучание музыки у трех-четырехлетних детей до направленного интереса к музыке и музыкальной деятельности у семилетних детей. Интерес проявляется в эстетических оценках и суждениях, возрастающей познавательной и слушательской активности, глубине эмоциональных переживаний.

Слуховой компонент для удобства обозначим как три ведущие музыкальные способности: мелодический слух, чувство ритма и ладовое чувство. Мелодический слух проявляется в относительно точном запоминании попевок, мелодий, отдельных выразительных интонаций. Ладовое чувство характеризуется умением настроиться по вступлению, отдельному звуку, чувствовать начало и окончание музыкальных фраз. Чувство ритма проявляется в точных координированных действиях (хлопки в ладоши, движения под музыку), в реакциях на смену частей музыки (медленная — быстрая, танец — марш).

Развитию основных музыкальных способностей во многом способствует накопление музыкально-сенсорного опыта детей, т. е. способностей различать звуки по высоте, длительности, динамике и тембру.

Ведущим видом деятельности детей является слушание-восприятие музыкальных произведений. Восприятие музыки направлено на освоение слухового опыта. У детей необходимо развивать способность переживать музыкальное содержание как специфическую выразительную речь. Для этого следует частично отказаться от словесно-описательной интерпретации музыкального произведения. Слово должно быть лишь ориентиром для развития творческого воображения ребенка. А само музыкальное восприятие следует развивать на интонационной основе. Такая модель восприятия опирается на природу собственно музыки, на ее специфику и на интонационно-слуховой опыт детей. Ребенок должен осознать, что музыка выражает и изображает; понять, что она имеет свой особенный язык, различается по жанрам и способам исполнения. Эстетическое сознание детей формируется в соответствующих возрастных границах: чувства и эмоции, потребности и интересы, оценочные отношения.

Психолого-педагогическими исследованиями доказано, что полноценное музыкальное развитие ребенка осуществляется только в процессе разнообразной исполнительской музыкальной деятельности — в пении, музыкально-ритмической деятельности, игре на инструментах.

Сформировать интерес детей к исполнительской деятельности и способствовать осознанному и эмоционально-выразительному исполнению возможно только через саму музыку — народную и композиторскую. Известные педагоги-музыканты Н. А. Ветлугина, Д. Б. Кабалевский, Н. А. Метлов выделили следующие ведущие принципы подбора музыкальных произведений для детей:

Страницы: 1 2 3 4

Статьи по педагогике:

Из опыта работы учителей начальной школы по формированию и развитию коммуникативной компетенции
Учителя начальных классов для вовлечения каждого ученика в активный познавательный процесс используют различные методы и приемы формирования коммуникативной компетенции. В предыдущих пунктах нашей работы мы рассмотрели понятия компетентности и коммуникации, этапы и особенности формирования коммуник ...

Содержание экологических знаний в курсе химии средней школы
Роль школьного курса химии в экологическом образовании обуславливается тем, что данная наука связана с познанием законов природы, химической формы движения материи и ее значимость в материальной жизни общества. Перед учителем химии, ведущим природоохранную работу, стоят следующие задачи: раскрытие ...

Воспитание и обучение в Риме
В древние времена умственное и физическое воспитание дети получали в отцовском доме. Как правило, этим занималась мать, которая особенно тщательно подбирала нянек и кормилиц. Государство, предоставив отцу неограниченную власть над детьми, напрямую не вмешивалось в воспитание. Только в исключительны ...

Категории

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.eduguides.ru