Педагогический идеал и его конкретно-историческое воплощение

Образование и воспитание » Педагогический идеал и его конкретно-историческое воплощение

Страница 5

Во время Великой Отечественной войны был идеал боевого офицера, защитника Родины. И после войны бравый офицер еще долго оставался кумиром молодежи, а военные училища могли снимать сливки с каждого выпуска средних школ. Затем постепенно лидерство захватили научные работники (особенно физики), талантливые инженеры, другие высококвалифицированные специалисты. В подтверждение этому достаточно вспомнить фантастические конкурсы в вузы 1950—1960 годов. Начиная с 70-х годов, большую притягательность получила карьера партийного функционера и государственного чиновника, имеющего "выход" за рубеж. Выражения "работает в обкоме" или "работает за границей" считались высшей аттестацией, символом полного благополучия, вершиной жизненного успеха. Это был симптом серьезного неблагополучия государства, однако ни он, ни другие, еще более красноречивые (в частности экономические) сигналы не послужили должным предупреждением.

Очевидно, что цели воспитания в ходе истории человеческого общества соответствовали представлениям людей об идеале человеческой личности. И на сегодняшний день педагогический процесс строится, основываясь на общечеловеческих представлениях об идеальном гражданине своего государства.

Поскольку шкала человеческих ценностей неизменно меняется с изменением общества, их иерархия в два разных момента истории никогда не оставалась одной и той же. Вчера на первом плане стояла храбрость вместе со всеми свойствами, которые включает военная доблесть; завтра этим может быть тонкий вкус, интерес к предметам искусства. Таким образом, как в настоящем, так и в прошлом, наш педагогический идеал до мельчайших своих деталей есть творение общества. Именно оно рисует нам портрет того человека, каким должен быть каждый, и в этом портрете отражаются все особенности его организации.

Общество может жить, только если между его членами существует достаточная гомогенность. Воспитание увековечивает и укрепляет это единство, изначально фиксируя в душе ребенка основные общие качества, необходимые для коллективной жизни. Но с другой стороны, без определенного разнообразия любая кооперация была бы невозможной. Воспитание, саморазличаясь и специализируясь, обеспечивает устойчивость этого необходимого разнообразия. Таким образом, в том или ином своем аспекте, воспитание заключается в методической социализации молодого поколения. В каждом из нас, можно сказать, присутствуют два существа, которые, оставаясь неразлучными в абстракции, не перестают быть отличными. Одно существо состоит из всех умственных состояний, относящихся только к нам и к событиям нашей личной жизни. Это то, что можно было бы назвать индивидуальным существом, индивидуальным Я. Другое представляет собой систему взглядов, чувств, привычек, которые выражают в нас не нашу личность, но группу или различные группы, частью которых мы являемся; таковы религиозные верования, нравственные верования и практики, национальные и профессиональные традиции, всевозможные коллективные воззрения. Их совокупность составляет социальное существо, социальное Я. Сформировать в каждом из нас это существо - такова цель воспитания. Критический ум, умение логически мыслить, которые мы ставим сегодня столь высоко, долгое время были не столь авторитетны, не нужно думать, что это безразличие к знанию было искусственно навязано людям, как насилие над их природой. Они сами в то время не испытывали никакого стремления к науке просто потому, что общества, в которых они жили, не чувствовали в ней никакой потребности. Для своего существования они, прежде всего, нуждались в сильных и уважаемых традициях. Однако традиция не пробуждает, а, скорее, стремится исключить мысль и размышление. Так же обстоит дело и с физическими качествами. Если состояние социальной среды ориентирует общественное сознание к аскетизму, то и физическое воспитание будет спонтанно отброшено на последнее место. Это приблизительно то, что произошло в школах в средние века. Так же, следуя общественному мнению, одно и то же воспитание будет пониматься по-разному. Например, физическое воспитание в Спарте имело своей целью закалять члены до изнеможения; в Афинах оно было способом для лепки тел, приятных для глаза; во времена рыцарства от него требовалось сформировать ловких и гибких воинов; в наши дни у него не только цель собственно физического развития, но и гигиеническая, направленная главным образом на сдерживание опасных последствий слишком интенсивной интеллектуальной культуры. Таким образом, даже такие качества, которые кажутся на первый взгляд столь естественно желательными, индивид стремится приобрести, лишь когда общество ориентирует его к этому, и он приобретает их тем способом, каким оно ему это предписывает.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Статьи по педагогике:

Специфика правосознания детей дошкольного возраста
Психологическая наука и практика подтверждают важность формирования правосознания, начиная с детского возраста. Отсутствие четкой нравственной направленности в общественном сознании является одной из причин деструктивного поведения дошкольников и младших школьников, а также роста преступности. В со ...

Из истории проблемы контроля знаний учащихся
История отечественного образования берет свое начало со времен средневековья. Уже в IX - X вв. в Киевской Руси и Древнем Новгороде приобретение элементарных знаний по чтению, письму и счету было доступно лицам разных сословий. Эти знания передавали из поколения в поколение в устной форме и через «п ...

Пути преодоления неуспеваемости
По данным различных исследований количество учеников начальных классов, испытывающих затруднения в обучении составляет в последние годы от 7 до 10%. У половины учащихся диагностирована задержка психического развития. Для этих детей характерны нарушения познавательной деятельности. Возникает вопрос: ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.eduguides.ru