С целью проверки методики был организован педагогический эксперимент, в котором принимали участие две группы студентов 3-го курса РГАФКа. Одна группа — экспериментальная, другая — контрольная. Апробация проводилась в рамках учебного процесса на групповых занятиях по педагогике. В занятия были включены упражнения на развитие речи, информационно речевого воздействия, социально-психологические тренинги. В контрольной группе основное внимание уделялось теоретическим основам педагогики, занятия носили больше классический характер, тогда как в экспериментальной группе целенаправленно формировалось умение поставить педагогическую задачу, составить и выполнить программу управляющих действий, обеспечивающих решение педагогической задачи на практике, анализ решения и его результатов.
Основными методами контроля за результатами эксперимента были тест на оценку способностей к принятию ответственных решений (В.И. Андреев, 1992), определяющий тип особенностей и стиль деятельности, критерием которого является признак доминирования полярно противоположных действий (решительный — осторожный, ответственный безответственный, стратег — тактик, интуитивист — логик, творческий — консервативный). Тест описания поведения К.Томаса, адаптированный Н.В. Гришиной (1990) для изучения личностной предрасположенности к конфликтному поведению, тест "справляетесь ли вы со стрессом", тесты на определение уверенности в себе и жизненной активности (В.М. Шепель, 1989).
В результате обработки полученных данных было выявлено, что общегрупповая активность экспериментальной группы за курс обучения увеличилась на 10,38%, а уверенность в себе, т.е. свобода от внутренних сомнений — на 24,15%, тогда как в контрольной группе каких-либо существенных положительных изменений не произошло.
Подвергнув результаты теста по выявлению типичных форм поведения индивида в конфликтных ситуациях обработке методами математической статистики, мы получили следующее: среднегрупповой балл по типу "избегание" в экспериментальной группе падает на 22,16%, тогда как в контрольной увеличивается на 1,2%. Для "избегания" характерно как отсутствие стремления к кооперации, так и отсутствие тенденции к достижению собственных целей. Анализ средне-групповых баллов по тесту "сотрудничество", которое рассматривается как ситуация, в которой участники приходят к альтернативному решению, полностью удовлетворяющему интересы обеих сторон, показал рост выраженности данной характеристики в экспериментальной группе на 18,38%, тогда как в контрольной она падает на 5,7%. Подобная тенденция обнаруживается и по компромиссному типу поведения. Установлению, что среднегрупповой балл в экспериментальной группе увеличился на 26,9%, а в контрольной — лишь на 3,9%. По характеристике "приспособление", которое рассматривается как принесение в жертву собственных интересов ради другого, для экспериментальной группы наблюдается тенденция падения выраженности на 15,25%, в то время как в контрольной группе она увеличивается на 7,76%. Рассмотрение результатов по типу поведения, связанному с соперничеством, показало, что для обеих групп колебания незначительны и составляют около 2%.
Статьи по педагогике:
Школа как педагогическая система и объект научного управления
Педагогическая система является самостоятельной развивающейся и управляемой целостностью, состоящей из ряда компонентов. Управление педагогической системой, с одной стороны, сохраняет ее целостность, с другой - позволяет изменять, влиять на действие отдельных ее компонентов. Функционирование педаго ...
Современные тенденции иформировании идеалов в образовании
Любое цивилизованное государство должно задавать рамки образа идеальной личности – гражданина этого государства. Выдержки из Конституции РФ, ФЗ "Об образовании", "Федеральной целевой программы развития образования до 2010 года" позволяют и нам обрисовать эти рамки: - государство ...
Внеурочная деятельность младших школьников при организации
ФГОС
Внеурочная деятельность учащихся- деятельностная организация на основе вариативной составляющей базисного учебного (образовательного) плана, организуемая участниками образовательного процесса, отличная от урочной системы обучения: экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, КВНы ...