Детерминанты авторитета педагога

Страница 1

Успешное осуществление педагогом процесса личностно формирования его учеников на гуманистических началах возможно при наличии авторитета. Это важное и непременное условие. Авторитетность — существенная характеристика личности, которая складывается в системе межличностных отношений.

Феномен авторитета подвергался анализу в связи с рассмотрением феномена лидерства. Лидерство — явление, безусловно, близкое авторитету, но это не одно и то же. А.А. Ершов (1971) отмечает, что понятия "лидер" и "авторитет" перекрещиваются, но они не тождественны.

Подход к рассмотрению авторитета исключительно с точки зрения наличия или отсутствия тех или иных качеств индивида должен быть расценен как устаревший. С этим выводом А.В. Петровского (1987) нельзя не согласиться, потому что феномен авторитета не определяется только интраиндивидной атрибуцией личности. В то же время нельзя не признать, что определенные интраиндивидные качества, реализация которых осуществляется в условиях совместной деятельности, либо благоприятствуют, либо затрудняют завоевание авторитетной позиции, оказываясь при этом не причиной, а лишь предпосылкой его становления.

В феномене авторитета воплощается диалектическое единство объективных и субъективных факторов. Для построения авторитетных отношений в диадах педагог — ученик важна экспертность учителя, т.е. учащиеся должны воспринимать его как опытного и знающего человека и на этом основании подчиняться ему. Педагог должен восприниматься как активный, деятельный человек. Причем активность проявляется не только в конкретных делах, но и в манерах, в речи, принятии ответственности. Следует отметить, что успех личности является одной из самых важных предпосылок ее влияния на других. Людям свойственно подражать тому, кто достиг успеха, а у подростков это качество выражено особенно. Поэтому учителю очень важно давать повод для оценки его деятельности как успешной, и сам он должен производить впечатление преуспевающей личности.

Способность добиваться успеха воспринимается как самостоятельное качество человека, не связанное с определенным видом его деятельности .

Успешность деятельности педагога во многом зависит от его профессиональной устойчивости. Процесс формирования профессиональной устойчивости по своей природе хаотичен. Для большинства преподавателей, тренеров этот процесс заканчивается по прошествии нескольких лет после окончания вуза, когда педагоги располагают уже значительным опытом и большим стажем работы по специальности. Однако достаточно и таких, которые не выдерживают возникающих трудностей и оставляют педагогическую деятельность, не реализовав себя в ней.

Процесс самостоятельного формирования профессиональной устойчивости путем постоянных проб и ошибок весьма долговременный. В связи с этим мы видим проблему поиска закономерностей процесса формирования профессиональной устойчивости будущих учителей в рамках обучения их в вузе посредством формирования в их сознании механизма принятия решения. В области физической культуры и спорта эта сторона подготовки специалиста до сих пор не апробирована.

Страницы: 1 2 3

Статьи по педагогике:

Эффективность методов активного социально-психологического обучения в условия ВУЗа
Методы социально-психологического обучения оказались наиболее продуктивными для студентов и взрослых поскольку они разумно используют жизненный и профессиональный опыт, в них учтены возрастные особенности психики. МАСПО, направленные на первичное овладение знаниями, способствуют развитию мышления, ...

Обращение к СМИ
В проведении досуга и освоении различных видов искусства особо важна роль средств массовой информации (СМИ). Средства массовой информации (сокращённо «СМИ», также - Масс-медиа) - организационно-технические комплексы, которые обеспечивают быструю передачу и массовое тиражирование словесной, образной ...

Модульная технология в обучении географии
Сущность модульного обучения заключается в том, что ученик полностью самостоятельно или при консультационно-координирующей помощи учителя может работать с предложенной ему учебной программой. Причём он имеет возможность выбора индивидуального пути её освоения с учетом своих способностей, возможност ...

Категории

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.eduguides.ru