Характеристика понятий «воспитание», «семья», «семейное воспитание»

З. Фрейд в соответствии со своей концепцией достаточно широко определял воспитание как «процесс побуждения к преодолению принципа удовольствия и к замещению его принципам реальности».

По определению академика И.П. Павлова воспитание - это механизм обеспечения сохранения исторической памяти популяции.

Под институтами воспитания понимаются общественные организации и структуры, которые призваны оказывать воспитательное воздействие на личность. Наиболее известные нам институты воспитания – это семья и школа. Формально на них лежит основная доля ответственности за развитие личности ребенка.

Семья – это первичная социальная структура любого общества, выполняющая функцию защиты и заботы.

Каждый человек с детства вынашивает в себе мечты о создании прекрасной семьи, но очень часто наша семейная жизнь превращается в кошмар. Проблема заключается не в мотивах, а в неправильных методах взаимодействия в браке. Существует два фактора, грозящие благополучному и успешному воспитанию детей. Первый: недооценка важности взаимоотношений мужа и жены в процессе воспитания детей. Второй: ошибочное мнение о том, что с рождением ребенка семейная жизнь должна фокусироваться на нем.

Семья формируется из первичных и вторичных социальных слоев. Первичный социальный слой базируется на трех типах отношений: муж – жена, родитель – ребенок, ребенок – ребенок. Вторичный слой состоит из бабушек, дедушек, внуков, дядь, теть и т.д. Чем прочнее первичные отношения, тем больше единства, любви, стабильности, радости имеет каждый член семьи. Семейные отношения становятся прочными тогда, когда одно поколение принимает решение жить по библейским принципам и передает эти принципы следующим поколениям.

Семья – главный институт воспитания.

Однако фактически в современных условиях школа и семья не всегда доминируют в воспитательных воздействиях, и их влияние нередко уравновешивается и даже перевешивается воздействиями многих других социальных институтов, средств массовой культуры и информации, друзей, сверстников, внешкольных и вне семейных организаций.

Тем не менее традиционно главным институтом воспитания является семья. То, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи как института воспитания обусловлена тем, что в ней ребенок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьей. В ней закладываются основы личности ребенка, и к поступлению в школу он уже более чем наполовину сформировался как личность.

Семья может выступать в качестве как положительного, так и отрицательного фактора воспитания. Положительное воздействие семьи на личность ребенка состоит в том, что никто, кроме самых близких для него в семье людей – матери, отца, бабушки, дедушки, брата, сестры, не относится к ребенку лучше, не любит его так и не заботится столько о нем. Семья – это тот институт, который обеспечивает ребенка необходимым минимумом общения, без которого он никогда не смог бы стать человеком и личностью. И вместе с тем никакой другой социальный институт не может потенциально нанести столько вреда в воспитании детей, сколько может сделать семья.

Семейное воспитание - название для процессов воздействия на детей со стороны родителей и других членов семьи с целью достижения желаемых результатов. Семейное воспитание - целенаправленная подготовка молодого поколения к жизни в обществе.

Родители для детей - это жизненный идеал, ничем не защищенный от детского пристального глаза. В семье координируются усилия всех участников воспитательного процесса: школы, учителей, друзей. Семья создает для ребенка ту модель жизни, в которую он включается. Встречается немало хороших семей, сознающих эту высокую родительскую миссию. Влияние родителей на собственных детей должно обеспечивать их физическое совершенство и моральную чистоту. Каждый ребенок невольно и неосознанно повторяет своих родителей, подражает папам и мамам, бабушкам и дедушкам. Именно дети несут в себе заряд.

Статьи по педагогике:

Психологические особенности детей дошкольного возраста
Дошкольное детство – совершенно особенный период развития ребенка. А. Н. Леонтьев дает следующую общую характеристику дошкольного детства: «Это период первоначального фактического склада личности, период развития личностных «механизмов» поведения. В дошкольные годы развития ребенка завязываются пер ...

Методика изучения темы “Электромагнитные колебания” в курсе физики средней школы
При определении содержания и методов изучения данного раздела необходимо руководствоваться такими основными факторами, как научной значимостью отобранного для изучения материала и важностью его практических приложений. Колебательные процессы – одни из самых распространенных процессов в природе. Изу ...

Особенности организации процесса обучения с позиций компетентностного подхода
В материалах модернизации образования провозглашается новый подход к процессу обучения в современной школе - компетентностный подход - как одно из важных концептуальных положений обновления содержания образования. Компетентностный подход представляет собой совокупность общих принципов определения ц ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.eduguides.ru