Теоретические основы музыкального воспитания глухих детей

Страница 1

Известно, что нормально слышащий человек воспринимает музыку прежде всего на основе слуха. Определенное значение имеет зрительное восприятие музыканта-исполнителя, его эмоциональные переживания в связи с настроением музыки, атмосферы концертного зала, что позволяет более полно прочувствовать музыку, особенно в период развития музыкального восприятия у детей. Выявлена также роль тактильно-вибрационной чувствительности у музыкантов: например, скрипач воспринимает не только на слух звуки скрипки, но и вибрацию скрипки и смычка в его руках. Отмечается, что у музыкантов-исполнителей по сравнению с другими людьми наблюдается заметное повышение вибрационной чувствительности, почти в два раза. Одновременное воздействие вибрации на ухо и на руку музыканта позволяет ему воспринимать такие слабые вибрации, которые оказываются ниже порога чувствительности при изолированном слуховом восприятии.

Важное значение для восприятия музыки слышащими людьми имеют кинестетические ощущения. Музыкальное восприятие часто сопровождается определенными, пусть не всегда заметными движениями. В процессе развития восприятия музыки широко используется пение, для которого важны не только слуховые, но и кинестетические ощущения от движения речевых органов. Двигательное моделирование отдельных музыкальных структур, общего настроения музыки широко используется для развития восприятия музыки.

Рассмотрим сенсорную основу восприятия музыки у детей с нарушениями слуха. Глухие и слабослышащие дети могут воспринимать звучание музыкального инструмента, прикладывая руки к его поверхности или ощущая его колебания, находясь на небольшом расстоянии от звучащего инструмента и воспринимая ногами колебания пола и всем телом колебания воздуха, вызванные звучащим инструментом.

Однако о восприятии музыки с помощью вибрационной чувствительности можно говорить в значительной мере условно. Е.З. Яхнина ссылается на работы Л.И. Переслени и Т.В. Розановой, которые отмечают, что "гораздо более ограниченные возможности по сравнению с чувствительностью слуховой в отношении анализа и синтеза звуковых воздействий не позволяют воспринимать музыку в единстве всех ее выразительных и изобразительных средств…".

Возможности восприятия музыки на основе вибрационной чувствительности значительно ограничены. Дети отличают шумовую вибрацию (барабан) от музыкальной (рояль). С помощью вибрационной чувствительности глухие различают только резко противопоставленные звучания. Им доступно (без электроакустической аппаратуры) лишь аккордовое звучание в среднем и низком регистрах фортепиано. В этом диапазоне музыкальных звуков глухие дети способны научиться различать динамические оттенки, при этом меццо-форте они слышат как тихое звучание, а фортиссимо - как громкое. Они различают также темповые изменения - чередование аккордов быстрых и медленных. Важнейший выразительный элемент музыки - мелодию глухие дети на основе вибрационной чувствительности не воспринимают. Ограниченность восприятия музыки на основе вибрационных ощущений связана также с тем, что при выполнении движений под музыку (ходьба, бег, гимнастические и танцевальные движения) дети все время изменяют положение в пространстве, их ноги не находятся постоянно на полу, и вибрации воздействую попеременно на разные участки тела. Чередующееся напряжение и расслабление мышц при движении также затрудняет восприятие ребенком вибрационных воздействий.

Определенное вспомогательное значение для развития у глухих и слабослышащих детей восприятия музыки имеет зрительный анализатор. Прежде всего это связано с восприятием характера музыки. В первоначальный период знакомства с музыкой дети с тяжелыми нарушениями слуха не умеют даже вычленять музыкальное звучание как особый акустический сигнал. Однако, наблюдая за эмоциональным и выразительным исполнением педагога, они понимают, что данное звучание эмоционально окрашено, "заряжаются" соответствующим настроением: весело приплясывают, медленно, "задумчиво" кружатся и др. В дальнейшем эмоциональный отклик педагога на музыку также помогает детям глубже прочувствовать ее характер. С помощью зрительного восприятия клавиатуры и пианиста глухие и слабослышащие уточняют свои слуховые и вибрационные ощущения от музыкального звучания, соотносят их с конкретными словесными определениями средств музыкальной выразительности. Например, при обучении восприятию регистров фортепиано они видят и осознают, что исполнение в правой части клавиатуры соответствует высоким звукам, в левой - низким, посередине - средним.

Страницы: 1 2

Статьи по педагогике:

Влияние отношения учителя к ученику на успеваемость
Одно из последних российских исследований показало, что объективность отметок признают чуть больше половины учителей и одна треть родителей. Таким образом, учителя сами понимают субъективность выставляемых в журнал и дневники отметок. Эксперимент, проведенный американскими психологами Розенталем и ...

Шестилетний ребенок
Шестилетний ребенок существо эмоциональное: чувства господствуют над всеми его сторонами жизни, придавая им особую окраску. Он полон экспрессии - его чувства быстро и ярко вспыхивают. Ребенок шести лет, конечно, уже умеет быть сдержанным и может скрыть страх, агрессию и слезы. Но это происходит в т ...

Культура и образование
В рассмотрении данной проблемы возникают вопросы: какое место образование занимает в культуре, что такое культурология образования, что такое культура образования? Образование в пространстве культуры. Любое общество представляет собой культурное целое, внутри которого развивается и функционирует об ...

Категории

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.eduguides.ru