Сенсорная основа восприятия музыки глухими детьми включает широкое использование зрительного анализатора. Двигательное моделирование музыкальных структур является одним из основных приемов развития восприятия музыки у глухих и слабослышащих детей.
В процессе коррекционно-развивающего обучения широко используются музыкально-ритмические движения, игра на элементарных музыкальных инструментах.
Восприятию ритмического рисунка содействуют также кинестетические ощущения от речевых органов в процессе мелодекламации.
В сурдопедагогике были неоднократные попытки формирования у глухих детей слухового восприятия музыки (с помощью электроакустической аппаратуры). Однако из-за использования звукоусиливающей аппаратуры, уступающей по своему качеству современной, и в связи с недостаточной слуховой тренировкой в целом (развитие речевого слуха, восприятия неречевых звучаний) у детей с тяжелыми нарушениями слуха возможности слухового восприятия были ограничены. Это не позволяло расширить у них сенсорную основу восприятия музыки, ограничивало возможности ее использования в коррекционно-образовательных и воспитательных целях.
В результате многолетних исследований под руководства профессора Е.П. Кузьмичевой разработана оригинальная дифференцированная педагогическая система интенсивного развития слухового восприятия у глухих и слабослышащих младенческого, раннего, дошкольного и школьного возраста. Работа по развитию слухового восприятия у каждой категории детей имеет свои цели и задачи. Определены содержание и методика развития нарушенной слуховой функции у детей, начиная с первых месяцев жизни, созданы государственные программы по развитию слухового восприятия в специальных детских садах и специальных школах для глухих и слабослышащих детей, методики развития речевого слуха, восприятия неречевых звучаний и музыки у детей с нарушениями слуха (Е.П. Кузьмичёва, И.Г. Багрова, Т.В. Пелымская, Н.Д. Шматко, Е.З. Яхнина).
Статьи по педагогике:
Пути и средства воспитательно-профилактического воздействия на личность несовершеннолетнего
правонарушителя
При глубоком рассмотрении индивидуальной профилактики мы выявили три уровня воспитательно-профилактического воздействия на личность несовершеннолетнего. Первый — воспитательно-профилактическое воздействие всей системы воспитания и обучения в многообразии форм нравственно-воспитательной, культур ...
Роль, характеристика и функции семьи в социально-педагогическом пространстве
Роль семьи в обществе несравнима по своей силе ни с какими другими социальными институтами, так как именно в семье формируется и развивается личность человека, происходит овладение им социальными ролями, необходимыми для безболезненной адаптации ребенка в обществе. Семья выступает как первый восп ...
Анатомо-физиологические особенности детей 6-7 лет
Физиологи А.Н.Кабанов, А.П. Чабовская отмечают, что возраст 6-7 лет называют часто «периодом первого вытяжения». За год ребенок может вырасти на 7-10 см. К 7 годам средняя длина тела мальчиков достигает 118-128 см, девочек – 117-127 см, средняя масса тела мальчиков в этом возрасте колеблется от 22, ...