Для учащихся 5-6-го класса характерны значительные физиологические и психологические изменения в сравнении с младшими школьниками, что накладывает отпечаток на организацию всего учебного процесса, в том числе и на деятельность математического кружка.
Период с 11-ти до 15-ти лет отмечается интенсивным ростом ребенка, причем индивидуальные различия в изменении роста и массы тела весьма значительны. Рост происходит за счет активного увеличения длины конечностей, при этом рост грудной клетки отстает от увеличения длины тела. Подростки становятся угловатыми и непропорциональными, что часто ведет к появлению у них ощущения дискомфорта и неудовлетворенности собой. Но такое неравномерное развитие не только видимое, оно наблюдается и в развитии сердечно-сосудистой системы, начинают интенсивно функционировать железы внутренней секреции. Все это часто приводит к временным нарушениям деятельности нервной системы: повышенной возбудимости, вспыльчивости, неустойчивости настроения.
По сравнению с ситуативными отношениями между младшими школьниками, между подростками складываются товарищеские и дружеские отношения. Интимно-личное общение со сверстниками становится в этом возрасте главнейшей потребностью и важнейшим фактором развития их самосознания, морально-мировоззренческой и эмоциональной направленности. Большое место в общении подростков занимает обсуждение любых вопросов. Такие активные разговоры совсем не обязательно связаны с учебным процессом и поэтому не всегда оказывают ему содействие, а иногда просто мешают ему.
Для учащихся этого возраста характерно развитие волевых качеств - настойчивости, упорства в достижении цели. А у мальчиков проявляется сознательное стремление к развитию своих волевых качеств. Проявляется готовность к выполнению каких-либо функций, в то же время ребенок хочет обязательно видеть результат своего труда. «На основе готовности к труду формируется осознанное стремление подростка применить свои возможности, проявить себя». Для подростка большое значение приобретает важность его деятельности для окружающих его людей.
То есть, с одной стороны вышеперечисленные возрастные особенности указывают на появление необходимости вовлечения подростков в какую-либо активную деятельность, с другой стороны подростки сами готовы и нуждаются в личном участии в дополнительной работе, например, в кружковой (не только математического направления, а в зависимости от способностей и склонностей).
Помимо собственной оценки для подростка существенно, чтобы ни один даже самый незначительный успех в его деятельности, в том числе и в деятельности математического кружка, не оставался незамеченным преподавателем. Для учащегося имеет значение не только оценка конечного результата. Появляются такие критерии оценки собственной деятельности, как добросовестность, старательность, усидчивость, а позднее степень трудности и проблемности решаемой задачи, самостоятельность и творчество, проявленные в процессе ее решения, выход за пределы заданных стандартов, - в отличие от младших школьников, для которых основным критерием оценки труда служит израсходованное время. Поэтому в период обучения в 5-6 классах особого внимания учителя заслуживает формирование системы поощрения учащихся. «В доброжелательности учителя, умении удивляться самым, казалось бы, незначительным сдвигам в работе своих воспитанников проявляется педагогическое мастерство, степень влияния учителя на формирование и развитие интереса к предмету у учащихся».
Для учащихся этого возраста характерен « … недостаточно развитый, не сформировавшийся и еще неустойчивый интерес к предмету …». В то же время в этом возрасте ребенок постепенно отходит от прямого копирования взрослых. Появляется критичность сознания, «… у подростков наблюдается стремление более углубленно понять себя, разобраться в своих чувствах, настроениях, мнениях, отношениях». Постоянное обращение к своим мыслям и чувствам приводит к тому, что у подростка « … начинает устанавливаться определенный круг интересов, который постепенно приобретает известную устойчивость».
Статьи по педагогике:
Эффективность методов активного социально-психологического обучения в
условия ВУЗа
Методы социально-психологического обучения оказались наиболее продуктивными для студентов и взрослых поскольку они разумно используют жизненный и профессиональный опыт, в них учтены возрастные особенности психики. МАСПО, направленные на первичное овладение знаниями, способствуют развитию мышления, ...
Роль, характеристика и функции семьи в социально-педагогическом пространстве
Роль семьи в обществе несравнима по своей силе ни с какими другими социальными институтами, так как именно в семье формируется и развивается личность человека, происходит овладение им социальными ролями, необходимыми для безболезненной адаптации ребенка в обществе. Семья выступает как первый восп ...
Психологическая сущность оценочной деятельности учителя
Оценочная деятельность человека сложна и противоречива, она давно привлекает исследователей. В начале XX в. Курт Левин отметил существование в оценочном акте человека «объективной шкалы ценностей» и «субъективной оценочной деятельности». Он предполагал, что между ними «могут существовать связи, но ...