Кружковая работа по математике в 5-6 классах

Образование и воспитание » Кружковая работа по математике в 5-6 классах

Под математическим кружком в школе обычно понимают самодеятельное объединение учащихся под руководством педагога, в рамках которого проводятся регулярные занятия во внеурочное время, направленные на углубление и расширение математических знаний, формирование интереса к математике и развитие учащихся.

Математический кружок является одной из самых значительных форм дополнительного математического образования. Это обуславливается тем, что:

кружковая форма работы является доступной для всех школ, так как ее реализация не требует больших материальных затрат и специального оборудования и позволяет охватить достаточно большое количество учащихся;

по форме проведения кружковые занятия являются схожими с урочными, в то же время они имеют большие возможности, по сравнению с урочными занятиями, в приобщении учащихся к новым формам работы: деловым и ролевым играм, докладам, викторинам, соревнованиям, лабораторным и практическим работам и другим.

Посредством кружковой работы с учащимися 5-6 классов основной школы можно развить их интерес к математике, обеспечить повышение уровня математического образования и развития учащихся, если:

кружковая работа строится на основе определенной совокупности принципов, ориентированных на достижение основных целей математического образования;

программа кружковой работы содержит материал, как занимательного характера, так и дополняющий программу общеобразовательной школы по математике, и обеспечена соответствующим методическим оснащением;

работа математического кружка осуществляется с учетом индивидуального подхода к обучению учащихся с использованием активных форм и методов познавательной деятельности учащихся.

Кружковая работа в общеобразовательной школе получила отражение в работах различных авторов.

К.М.Щербина выделяет основные задачи, которые должен ставить перед собой школьный математический кружок:

объединение учащихся на почве занятий математикой с целью развития творческой мысли в области точных наук и интереса к ним;

выработка математических взглядов, отвечающих требованиям современной жизни и науки;

взаимопомощь на занятиях математикой, не переходящая в прямое «репетиторство» по отношению к отстающим;

повышение общей и математической культуры учащихся.

Е.К. Серебровская раскрывает значение внеурочных математических занятий и излагает рекомендации по формам и содержанию внеурочной деятельности. Она отмечает, что «хорошо организованные математические кружки обеспечивают проявление интереса к математике, развивают творческие способности учащихся, поднимают общую математическую культуру и способствуют повышению успеваемости при изучении программного материала». Занятия должны быть построены таким образом, чтобы каждое отличалось разнообразием и позволяло учащимся приобретать новые знания. В качестве рекомендаций Е.К. Серебровская для проведения кружковых занятий предлагает различные формы работы:

изготовление наглядных пособий и самодельных приборов для практических работ по курсу математики, графические иллюстрации задач, черчение графиков и диаграмм, составление рисунков к докладам и пр.;

выпуск математических бюллетеней, математических газет;

проведение экскурсий математической направленности;

организация и проведение математических олимпиад;

организация и проведение математических вечеров.

Рекомендуется использование следующего материала:

занимательные исторические задачи;

упражнения со спичками;

занимательные квадраты, головоломки;

математические фокусы;

более трудные и интересные задачи, связанные с программным материалом.

Несмотря на свою необязательность, кружковые занятия по математике имеют большие возможности в обеспечении более высокого уровня математического образования и гармоничного развития школьника.

М.Б. Балк отмечает, что кружковая работа по математике дополняет урочную работу и должна, прежде всего, способствовать более глубокому усвоению учащимися материала, предусмотренного программой.

Останавливаясь на особенностях выбора наиболее удачной формы проведения кружковых занятий, М.Б. Балк рекомендует комбинированное тематическое занятие, основную часть которого составляет решение задач на определенную тему. Каждую задачу разбирают самым подробным образом, не переходят к следующей задаче, пока предыдущая не решена полностью и не сделаны все возможные обобщения, дополнения и выводы.

Помимо этой основной формы проведения кружковых занятий, рекомендуется ещё несколько форм:

«десятиминутка» - небольшое сообщение учителя или ученика по какому-нибудь сравнительно узкому вопросу;

решение задач, не связанных с основной темой данного заседания;

математические фокусы, задачи-шутки, геометрические иллюзии, игры и развлечения, не связанные с основной темой заседания;

разбор домашних задач;

доклады на математические и историко-математические темы;

моделирование;

математические экскурсии;

обсуждение математических книг и статей;

сообщение учащегося о самостоятельно составленной и решенной задаче;

чтение отрывков из художественных произведений, связанных с математикой.

Цель дипломной работы заключается в разработке заданий для занятий математического кружка в 5-6 классах, направленных на повышение уровня математического образования и развития учащихся, и рекомендаций по их использованию, а так же в изучении различных форм работы на математическом кружке. При этом предполагается, что курс математики в 5-6 классах изучается по учебнику Н.Я.Виленкина.

Задачами дипломной работы являются:

изучение литературы с целью ознакомления с формами кружковых занятий и отыскания наиболее интересных и занимательных задач;

разработка заданий для математического кружка и рекомендаций по их использованию.

Приложение, данное в конце дипломной работы, включает 7 разделов:

логические задачи;

взвешивания;

комбинаторика;

геометрическая смесь;

цифровые задачи;

числовые игры;

алгебраические задачи.

Из них, в случае нехватки задач на занятии, учитель может брать дополнительные задачи, а так же по своему усмотрению заменять некоторые задачи, рекомендуемые для решения как на занятиях, так и дома.

Статьи по педагогике:

Аппаратно-программный комплекс диагностики функционального состояния «Тетр» как возможная основа организации валеологического мониторинга в ярославских школах
Комплекс «Тетр», разрешающий задачи психофизиологической валеологической диагностики функционального состояния непосредственно в условиях школы, начал создаваться с 2001 года. В его основе два аппаратно-программных метода. 1. Компьютерная программа «теппинг-тест». Программа создана в 2002 году в об ...

Разработка системы занятий с применением подвижных игр и рекомендации
I. Методика применения подвижных игр Для успешного и эффективного использования игр в системе учебного занятия, необходимо знать и учитывать обще-методические аспекты организации и проведение подвижных игр. Воспитательное, образовательное и оздоровительное влияние подвижных игр на занимающихся зави ...

Особенности старшего школьного возраста и выбор профессии. Жизненный план
Общие мировоззренческие поиски заземляются и конкретизируются в жизненных планах. Жизненный план – понятие широкое. Он охватывает всю сферу личного самоопределения – моральный облик, стиль жизни, уровень притязаний. Самым важным, неотложным и трудным делом становится для старшеклассника выбор профе ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.eduguides.ru