Под математическим кружком в школе обычно понимают самодеятельное объединение учащихся под руководством педагога, в рамках которого проводятся регулярные занятия во внеурочное время, направленные на углубление и расширение математических знаний, формирование интереса к математике и развитие учащихся.
Математический кружок является одной из самых значительных форм дополнительного математического образования. Это обуславливается тем, что:
кружковая форма работы является доступной для всех школ, так как ее реализация не требует больших материальных затрат и специального оборудования и позволяет охватить достаточно большое количество учащихся;
по форме проведения кружковые занятия являются схожими с урочными, в то же время они имеют большие возможности, по сравнению с урочными занятиями, в приобщении учащихся к новым формам работы: деловым и ролевым играм, докладам, викторинам, соревнованиям, лабораторным и практическим работам и другим.
Посредством кружковой работы с учащимися 5-6 классов основной школы можно развить их интерес к математике, обеспечить повышение уровня математического образования и развития учащихся, если:
кружковая работа строится на основе определенной совокупности принципов, ориентированных на достижение основных целей математического образования;
программа кружковой работы содержит материал, как занимательного характера, так и дополняющий программу общеобразовательной школы по математике, и обеспечена соответствующим методическим оснащением;
работа математического кружка осуществляется с учетом индивидуального подхода к обучению учащихся с использованием активных форм и методов познавательной деятельности учащихся.
Кружковая работа в общеобразовательной школе получила отражение в работах различных авторов.
К.М.Щербина выделяет основные задачи, которые должен ставить перед собой школьный математический кружок:
объединение учащихся на почве занятий математикой с целью развития творческой мысли в области точных наук и интереса к ним;
выработка математических взглядов, отвечающих требованиям современной жизни и науки;
взаимопомощь на занятиях математикой, не переходящая в прямое «репетиторство» по отношению к отстающим;
повышение общей и математической культуры учащихся.
Е.К. Серебровская раскрывает значение внеурочных математических занятий и излагает рекомендации по формам и содержанию внеурочной деятельности. Она отмечает, что «хорошо организованные математические кружки обеспечивают проявление интереса к математике, развивают творческие способности учащихся, поднимают общую математическую культуру и способствуют повышению успеваемости при изучении программного материала». Занятия должны быть построены таким образом, чтобы каждое отличалось разнообразием и позволяло учащимся приобретать новые знания. В качестве рекомендаций Е.К. Серебровская для проведения кружковых занятий предлагает различные формы работы:
изготовление наглядных пособий и самодельных приборов для практических работ по курсу математики, графические иллюстрации задач, черчение графиков и диаграмм, составление рисунков к докладам и пр.;
выпуск математических бюллетеней, математических газет;
проведение экскурсий математической направленности;
организация и проведение математических олимпиад;
организация и проведение математических вечеров.
Рекомендуется использование следующего материала:
занимательные исторические задачи;
упражнения со спичками;
занимательные квадраты, головоломки;
математические фокусы;
более трудные и интересные задачи, связанные с программным материалом.
Несмотря на свою необязательность, кружковые занятия по математике имеют большие возможности в обеспечении более высокого уровня математического образования и гармоничного развития школьника.
М.Б. Балк отмечает, что кружковая работа по математике дополняет урочную работу и должна, прежде всего, способствовать более глубокому усвоению учащимися материала, предусмотренного программой.
Останавливаясь на особенностях выбора наиболее удачной формы проведения кружковых занятий, М.Б. Балк рекомендует комбинированное тематическое занятие, основную часть которого составляет решение задач на определенную тему. Каждую задачу разбирают самым подробным образом, не переходят к следующей задаче, пока предыдущая не решена полностью и не сделаны все возможные обобщения, дополнения и выводы.
Помимо этой основной формы проведения кружковых занятий, рекомендуется ещё несколько форм:
«десятиминутка» - небольшое сообщение учителя или ученика по какому-нибудь сравнительно узкому вопросу;
решение задач, не связанных с основной темой данного заседания;
математические фокусы, задачи-шутки, геометрические иллюзии, игры и развлечения, не связанные с основной темой заседания;
разбор домашних задач;
доклады на математические и историко-математические темы;
моделирование;
математические экскурсии;
обсуждение математических книг и статей;
сообщение учащегося о самостоятельно составленной и решенной задаче;
чтение отрывков из художественных произведений, связанных с математикой.
Цель дипломной работы заключается в разработке заданий для занятий математического кружка в 5-6 классах, направленных на повышение уровня математического образования и развития учащихся, и рекомендаций по их использованию, а так же в изучении различных форм работы на математическом кружке. При этом предполагается, что курс математики в 5-6 классах изучается по учебнику Н.Я.Виленкина.
Задачами дипломной работы являются:
изучение литературы с целью ознакомления с формами кружковых занятий и отыскания наиболее интересных и занимательных задач;
разработка заданий для математического кружка и рекомендаций по их использованию.
Приложение, данное в конце дипломной работы, включает 7 разделов:
логические задачи;
взвешивания;
комбинаторика;
геометрическая смесь;
цифровые задачи;
числовые игры;
алгебраические задачи.
Из них, в случае нехватки задач на занятии, учитель может брать дополнительные задачи, а так же по своему усмотрению заменять некоторые задачи, рекомендуемые для решения как на занятиях, так и дома.
Статьи по педагогике:
Требования к структурным элементам учебно-методического
комплекса дисциплины
Как и к любому пособию, курсовой работе и т.д. к УМК предъявляются особые требования. Будем их рассматривать отдельно для каждого блока. Нормативные документы, требования которых учитывались при разработке УМК, включают: примерные программы дисциплин предметной подготовки по специальностям; оценочн ...
Общая характеристика внеурочной деятельности
Под внеурочной деятельностью понимается активное взаимодействие педагога с детьми, направленное на достижение определенных воспитательных целей. Проблема использования свободного времени подрастающего поколения в целях всестороннего воспитания и развития всегда были насущными для общества. Воспитан ...
Школы-пансионы: зло или благо
В последнее 10-летие сочетание двух слов «школа» и «пансион» уже стало привычным и почти понятным для нас. Самые «продвинутые» родители, придерживающиеся авангардных методов воспитания, уже опробовали во многом еще новую для нас форму воспитания и обучения детей – школу-пансион. С каждым годом числ ...