Психолого-педагогические особенности кружковой работы учащихся 5-6 классов

Образование и воспитание » Кружковая работа по математике в 5-6 классах » Психолого-педагогические особенности кружковой работы учащихся 5-6 классов

Страница 3

«Личностная модель» ставит своей основной психологической целью общее развитие учащегося, развитие его познавательных, эмоционально-волевых, нравственных и эстетических возможностей. На занятии формируется атмосфера доверительного общения, обучение осуществляется на высоком уровне, при этом создаются условия для проявления индивидуальности слабых и средних учеников. Ключевой психологический элемент – «целостный личностный рост».

«Развивающая модель» обучения базируется на том, что основное содержание учебной деятельности составляют теоретические знания. Учащийся получает средства учебной деятельности, (например, в виде знаковых моделей)

посредством которых формируются новые психологические качества: теоретическое мышление, рефлексия, самостоятельность в решении разнообразных задач и другие. Ключевой психологический элемент – «способы деятельности».

«Активизирующая модель» направлена на повышение уровня познавательной активности учащихся за счет включения в учебный процесс проблемных ситуаций, опоры на познавательные потребности и интеллектуальные чувства. Ключевой психологический элемент – «познавательный процесс».

«Формирующая модель» призвана осуществлять целенаправленное управление процессом усвоения знаний и умений. Можно гарантировать сформированность знаний и умений с наперед заданными качествами при прохождении всех необходимых этапов. Ключевой психологический элемент – «умственное действие».

«Обогащенная модель» ставит своей целью в процессе обучения создать условия для построения каждым ребенком собственного ментального мира. Одним из таких условий выступает продуктивное интеллектуальное отношение к действительности. В качестве показателей интеллектуальной зрелости можно рассматривать характеристики индивидуального умозрения. Например:

широта умственного кругозора (в противовес ограниченному мировосприятию);

гибкость и многовариантность оценок происходящего (в противовес двухбалльной оценке);

готовность к принятию необычной информации (в противовес догматизму);

осмысление происходящего одновременно в терминах прошлого (причин) и будущего (последствий) (в противовес осмыслению в терминах «здесь и сейчас»);

ориентация на выявление существенных, объективно значимых аспектов происходящего (в противовес субъективированной, эгоцентрической познавательной позиции);

склонность мыслить в категориях вероятного в рамках ментальной модели «как если бы» (в противовес игнорированию возможности существования невозможных событий).

Каждый ребенок даже при самых неблагоприятных условиях обладает собственным ментальным опытом. Значит, имеется отправной интеллектуальный уровень, а также у каждого ребенка существует диапазон возможного наращивания его интеллектуальных сил, связанных с обогащением и усложнением ментального опыта. Главное – создать определенные условия для становления его интеллектуальных возможностей. Ключевой психологический элемент – «индивидуальный ментальный опыт».

Различие между этими моделями определяется балансом двух составляющих: мерой свободы субъективного выбора ребенка и объемом управляющих воздействий. Все эти модели ориентируются на ребенка как на субъект деятельности, поэтому основные педагогические усилия направляются на познавательное и личное развитие. Поэтому естественно, что в той или иной степени эти модели могут взаимопересекаться.

Поскольку кружковые занятия проводятся со сравнительно малочисленными группами учащихся (по сравнению с урочными занятиями) на них создаются благоприятные условия для эффективного использования перечисленных психологически-ориентированных моделей.

Страницы: 1 2 3 

Статьи по педагогике:

Формирование представлений о множестве у детей четвертого года жизни
Цель: Разработать серию игр и игровых упражнений по формированию представлений о множестве у детей четвертого года жизни, апробировать их на практике. Задачи: 1. Подобрать и разработать серию игр и игровых упражнений по формированию у детей четвертого года жизни представлений о множестве 2. Апробир ...

Сотрудничество родителей со школой
Воспитательная эффективность мероприятия проявляется в самореализации ребенка, его активности и удовлетворенности успехами. Лучшим методом воспитания привычки и занятиями физическими упражнениями является личный пример родителей школьника. Участие взрослых в совместном празднике имеет большое значе ...

Основной источник страха у борцов и пути его преодоления
Основным источником страха у борцов являются приемы, связанные с болевыми ощущениями. Коренное их отличие от других технических действий в том, что не судья, а сам борец определяет свое поражение. Для этого достаточно сказать "есть" или просто вскрикнуть. Особую значимость среди них имеют ...

Категории

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.eduguides.ru