«Личностная модель» ставит своей основной психологической целью общее развитие учащегося, развитие его познавательных, эмоционально-волевых, нравственных и эстетических возможностей. На занятии формируется атмосфера доверительного общения, обучение осуществляется на высоком уровне, при этом создаются условия для проявления индивидуальности слабых и средних учеников. Ключевой психологический элемент – «целостный личностный рост».
«Развивающая модель» обучения базируется на том, что основное содержание учебной деятельности составляют теоретические знания. Учащийся получает средства учебной деятельности, (например, в виде знаковых моделей)
посредством которых формируются новые психологические качества: теоретическое мышление, рефлексия, самостоятельность в решении разнообразных задач и другие. Ключевой психологический элемент – «способы деятельности».
«Активизирующая модель» направлена на повышение уровня познавательной активности учащихся за счет включения в учебный процесс проблемных ситуаций, опоры на познавательные потребности и интеллектуальные чувства. Ключевой психологический элемент – «познавательный процесс».
«Формирующая модель» призвана осуществлять целенаправленное управление процессом усвоения знаний и умений. Можно гарантировать сформированность знаний и умений с наперед заданными качествами при прохождении всех необходимых этапов. Ключевой психологический элемент – «умственное действие».
«Обогащенная модель» ставит своей целью в процессе обучения создать условия для построения каждым ребенком собственного ментального мира. Одним из таких условий выступает продуктивное интеллектуальное отношение к действительности. В качестве показателей интеллектуальной зрелости можно рассматривать характеристики индивидуального умозрения. Например:
широта умственного кругозора (в противовес ограниченному мировосприятию);
гибкость и многовариантность оценок происходящего (в противовес двухбалльной оценке);
готовность к принятию необычной информации (в противовес догматизму);
осмысление происходящего одновременно в терминах прошлого (причин) и будущего (последствий) (в противовес осмыслению в терминах «здесь и сейчас»);
ориентация на выявление существенных, объективно значимых аспектов происходящего (в противовес субъективированной, эгоцентрической познавательной позиции);
склонность мыслить в категориях вероятного в рамках ментальной модели «как если бы» (в противовес игнорированию возможности существования невозможных событий).
Каждый ребенок даже при самых неблагоприятных условиях обладает собственным ментальным опытом. Значит, имеется отправной интеллектуальный уровень, а также у каждого ребенка существует диапазон возможного наращивания его интеллектуальных сил, связанных с обогащением и усложнением ментального опыта. Главное – создать определенные условия для становления его интеллектуальных возможностей. Ключевой психологический элемент – «индивидуальный ментальный опыт».
Различие между этими моделями определяется балансом двух составляющих: мерой свободы субъективного выбора ребенка и объемом управляющих воздействий. Все эти модели ориентируются на ребенка как на субъект деятельности, поэтому основные педагогические усилия направляются на познавательное и личное развитие. Поэтому естественно, что в той или иной степени эти модели могут взаимопересекаться.
Поскольку кружковые занятия проводятся со сравнительно малочисленными группами учащихся (по сравнению с урочными занятиями) на них создаются благоприятные условия для эффективного использования перечисленных психологически-ориентированных моделей.
Статьи по педагогике:
Функциональная организация мозга леворуких детей
Мы привыкли говорить о мозге как едином органе, но на самом деле единство мозга складывается из деятельности двух полушарий – правого и левого, тесно связанных друг с другом сложнейшей системой нервных волокон, которые называются мозолистым телом. Каждое полушарие, несмотря на почти одинаковое (зер ...
Классификации методов обучения
По этому вопросу в дидактике нет единого мнения. Поэтому существует несколько видов классификации методов обучения. Например, поначалу попытались классифицировать методы с точки зрения учебной деятельности. Согласно ей они делятся на две группы. 1. Метод готовых знаний. В этом случае учащиеся воспр ...
Анализ состояния функционального базиса письма у старших дошкольников с
нарушением речи
Письмо и чтение представляют собой особые формы речевой деятельности, имеющие сложную психологическую структуру. Формирование навыков письма и чтения тесно связано с развитием устной речи. Поэтому при недоразвитии устной речи возникает необходимость обследовать не только уровень развития языковых с ...