Психолого-педагогические особенности кружковой работы учащихся 5-6 классов

Образование и воспитание » Кружковая работа по математике в 5-6 классах » Психолого-педагогические особенности кружковой работы учащихся 5-6 классов

Страница 3

«Личностная модель» ставит своей основной психологической целью общее развитие учащегося, развитие его познавательных, эмоционально-волевых, нравственных и эстетических возможностей. На занятии формируется атмосфера доверительного общения, обучение осуществляется на высоком уровне, при этом создаются условия для проявления индивидуальности слабых и средних учеников. Ключевой психологический элемент – «целостный личностный рост».

«Развивающая модель» обучения базируется на том, что основное содержание учебной деятельности составляют теоретические знания. Учащийся получает средства учебной деятельности, (например, в виде знаковых моделей)

посредством которых формируются новые психологические качества: теоретическое мышление, рефлексия, самостоятельность в решении разнообразных задач и другие. Ключевой психологический элемент – «способы деятельности».

«Активизирующая модель» направлена на повышение уровня познавательной активности учащихся за счет включения в учебный процесс проблемных ситуаций, опоры на познавательные потребности и интеллектуальные чувства. Ключевой психологический элемент – «познавательный процесс».

«Формирующая модель» призвана осуществлять целенаправленное управление процессом усвоения знаний и умений. Можно гарантировать сформированность знаний и умений с наперед заданными качествами при прохождении всех необходимых этапов. Ключевой психологический элемент – «умственное действие».

«Обогащенная модель» ставит своей целью в процессе обучения создать условия для построения каждым ребенком собственного ментального мира. Одним из таких условий выступает продуктивное интеллектуальное отношение к действительности. В качестве показателей интеллектуальной зрелости можно рассматривать характеристики индивидуального умозрения. Например:

широта умственного кругозора (в противовес ограниченному мировосприятию);

гибкость и многовариантность оценок происходящего (в противовес двухбалльной оценке);

готовность к принятию необычной информации (в противовес догматизму);

осмысление происходящего одновременно в терминах прошлого (причин) и будущего (последствий) (в противовес осмыслению в терминах «здесь и сейчас»);

ориентация на выявление существенных, объективно значимых аспектов происходящего (в противовес субъективированной, эгоцентрической познавательной позиции);

склонность мыслить в категориях вероятного в рамках ментальной модели «как если бы» (в противовес игнорированию возможности существования невозможных событий).

Каждый ребенок даже при самых неблагоприятных условиях обладает собственным ментальным опытом. Значит, имеется отправной интеллектуальный уровень, а также у каждого ребенка существует диапазон возможного наращивания его интеллектуальных сил, связанных с обогащением и усложнением ментального опыта. Главное – создать определенные условия для становления его интеллектуальных возможностей. Ключевой психологический элемент – «индивидуальный ментальный опыт».

Различие между этими моделями определяется балансом двух составляющих: мерой свободы субъективного выбора ребенка и объемом управляющих воздействий. Все эти модели ориентируются на ребенка как на субъект деятельности, поэтому основные педагогические усилия направляются на познавательное и личное развитие. Поэтому естественно, что в той или иной степени эти модели могут взаимопересекаться.

Поскольку кружковые занятия проводятся со сравнительно малочисленными группами учащихся (по сравнению с урочными занятиями) на них создаются благоприятные условия для эффективного использования перечисленных психологически-ориентированных моделей.

Страницы: 1 2 3 

Статьи по педагогике:

Электронный учебник
Электронный учебник - компьютерное, педагогическое программное средство, предназначенное, в первую очередь, для предъявления новой информации, дополняющей печатные издания, служащее для индивидуального и индивидуализированного обучения и позволяющее в ограниченной мере тестировать полученные знания ...

Опыт музыкального воспитания в нашей стране и за рубежом
В настоящее время имеется определенный педагогический опыт использования музыки не только в коррекционно-развивающей работе с детьми, имеющими нарушения слуха, в специальных дошкольных и школьных учреждениях, но и при их индивидуальном обучении по программам детской музыкальной школы. Педагогически ...

Дидактические возможности применения мультимедиа в учебном процессе школы
Одной из задач школы на современном этапе является гуманизация процесса обучения, которая находит свое отражение в том, что наряду с педагогическими целями обучения, большое внимание уделяется целям развития обучающихся, формированию их индивидуальности. Происходит постепенное осознание потребности ...

Категории

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.eduguides.ru