Психолого-педагогические особенности кружковой работы учащихся 5-6 классов

Образование и воспитание » Кружковая работа по математике в 5-6 классах » Психолого-педагогические особенности кружковой работы учащихся 5-6 классов

Страница 2

Таким образом, обучение в 5-6-х классах – это весьма подходящий период для того, чтобы начинать формировать и развивать интерес к математике. Заметим, что в этот период у подростка формируются психические новообразования. Например, произвольность всех психических процессов, смысловая логическая память, понятийное мышление. Теперь уже, в отличие от младшего школьника, подросток может самостоятельно организовать свое внимание, память, мышление, воображение. Его мышление приобретает способность к гипотетико-дедуктивным рассуждениям. Подросток становится способным к умственным экспериментам, к мысленному решению задач на основе каких-то предположений. Предметом мышления становится не только решение заданных задач, но и сам процесс мышления. Появление критичности в восприятии окружающего мира способствует появлению потребности в доказательствах. Это позволяет начинать систематическое изложение математического материала, повысить научный уровень изложения. Со способными к математике учащимися можно изучать и некоторые теоретические положения.

Особая роль принадлежит математическим способностям. Начало исследованиям в области психологии способностей было положено в конце 19-го века, наметились основные направления исследований в области психологии способностей, рассмотрим три из них:

врожденность (наследственный фактор) или приобретенность способностей;

структурность способностей, связь компонентов способностей с другими свойствами психики;

возможное развитие способностей, взаимодействие внешних и внутренних факторов в процессе развития, отношение обучения (в частности, в школе) и развития способностей.

Естественно начинать разговор о математических способностях с определения. Несмотря на то, что исследования в области психологии проводятся уже более ста лет, и неоднократно были сделаны попытки дать определение математическим способностям, установившегося, устоявшегося определения этому понятию, которое удовлетворяло бы всех, до сих пор нет. Одно из наиболее содержательных определений встречается в исследованиях И.Верделина.

Математические способности характеризуют способность понимать сущность математических (и подобных им) систем, символов, методов и доказательств, заучивать, удерживать их в памяти и репродуцировать, комбинировать их с другими системами, символами, методами и доказательствами, использовать их при решении математических (и подобных им) задач.

В.А. Крутецкий отмечал, что « … способности формируются в деятельности. Значит, для детей нужно специально организовывать соответствующую деятельность, развивая интерес и склонность к ней». Содержание, формы и методы кружковой работы учащихся должны учитывать некоторые общие идеи для реализации оптимального подхода в обучении. Целесообразно использовать специальные упражнения на занятиях математического кружка, способствующие более глубокому усвоению программного материала и развитию учащихся.

Реализуя кружковую работу, необходимо использовать основные психологически ориентированные модели школьного обучения, то есть такие модели обучения, в которых содержание и формы образования соответствуют возрастным и индивидуально-психологическим особенностям ребенка, его правам и интересам.

Остановимся на основных методических психологически-ориентированных моделях:

«Свободная мысль», в которой максимально учитывается личная инициатива ребенка. Ребенок самостоятельно определяет интенсивность и продолжительность своих учебных занятий, планирует свободное время, выбирает средства обучения. Какая-либо жесткая система педагогического воздействия отсутствует, учитель лишь оказывает определенную помощь. Ключевой психологический элемент – «свобода индивидуального выбора».

Страницы: 1 2 3

Статьи по педагогике:

Система текущей проверки знаний учащихся
Значительное внимание системе текущей проверки знаний уделял Е.И. Перовский. По его мнению, большое значение для качественного осуществления функций текущей проверки знаний имеет система этой проверки. Именно от нее зависит, будут ли знания учащихся проверяться в системе, в которой они даны в учебн ...

Виды контроля
На различных этапах обучения используются различные виды контроля: 1. Предварительный. 2. Текущий. 3. Периодический (тематический, рубежный). 3. Итоговый. Основанием для выделения этих видов контроля является специфика дидактических задач на разных этапах обучения: текущий контроль проводят в проце ...

Задачи и содержание работы по обучению детей раннего возраста конструированию из строительного материала
Программа конструктивной деятельности предусматривает в 1 младшей группе только конструирование из строительного материала. Для обучения детей раннего возраста конструированию используют наборы кубиков, кирпичиков, пластин и трехгранных призм, строительного материала М.П. Агаповой, а также строител ...

Категории

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.eduguides.ru