Мы пришли к выводу о том, что и первоклассники, и старшие дошкольники слабо реализуют внутреннюю обратную связь по ряду причин: низкий уровень мотивации осуществления контрольных действий; невладение приёмами нахождения, проверки и исправления ошибок, некорректное отношение взрослых к этому процессу: родители и многие педагоги считают, что дети в процессе обучения самостоятельно овладеют необходимыми умениями самоконтроля.
Всё вышесказанное свидетельствует о необходимости совершенствования обратной связи в современной педагогической практике с целью эффективного управления информационным взаимодействием педагога и детей 6-7 лет. В ходе опытно-экспериментальной работы нами намечен комплекс педагогических условий эффективного осуществления ОС.
В процессе проведения экспериментальной работы по реализации ОС нами были определены следующие педагогические условия осуществления эффективной ОС: психофизиологические, организационно-методические, коммуникативные.
К психофизиологическим условиям
реализации ОС в процессе информационного взаимодействия педагога и детей 6-7 лет необходимо отнести специфику её организации в соответствии с возрастными, полоролевыми особенностями, индивидуально-типологическими показателями первоклассников. Исходя из данных, полученных в процесе формирующего эксперимента, относительно влияния названных особенностей младших школьников на процесс организации контроля и самоконтроля в дидактическом информационном взаимодействии мы сформулировали педагогические рекомендации по реализации ОС.
Учитывая, что, по оценкам физиологов, разброс в сроках физиологического созревания многих систем организма семилетних детей превышает полтора года (дошкольнику в пять лет шесть месяцев и школьнику в восемь лет и шесть месяцев может соответствовать паспортный возраст семи лет), необходимо помнить, что именно в 6-7 лет активно развиваются информационные процессы как основа субъективно значимой познавательной деятельности. Это объясняется, как отмечает В.Г. Каменская, результатом интенсивного созревания нейронных ансамблей коры больших полушарий. К семи годам функции левого полушария, отвечающего за процедуру определения ведущих признаков стимула и отличающегося от правого высокой скоростью распознавания образов, ещё окончательно не сформированы. Поэтому дети в начале обучения в первом классе описывают зрительные стимулы длительно и неточно. Мозговые механизмы непроизвольного внимания в семь лет окончательно не созрели. Начало формирования произвольного внимания приходится на старший дошкольный возраст, когда ребёнок обретает способность планировать и контролировать свои действия. Однако этот процесс характеризуется неустойчивостью в связи с высокой отвлекаемостью детей на новые или эмоционально окрашенные события. Завершение формирования механизмов произвольного внимания происходит к девяти-десяти годам, когда устанавливаются стабильные связи задних отделов коры мозга с подкорковыми структурами, прежде всего с ретикулярной формацией. Дети 6-7 лет независимо от своего пола имеют одинаковый уровень развития общего и невербального интеллекта. Вербальный же компонент интеллекта лучше развит у девочек, чем у мальчиков, их сверстников. Поэтому девочки успешнее овладевают аудиальными способами реализации ОС, и именно этот вид средств ОС целесообразней использовать в работе с девочками. Психофизиологические механизмы адаптации к интеллектуальной деятельности у мальчиков характеризуются более высокими энергетическими ресурсами, т.е. мальчики более устойчивы к фактору эмоционального воздействия по сравнению с девочками. У сверстниц сниженные энергетические резервы компенсируются более зрелыми динамическими механизмами и большим участием кортикальных систем управления, что делает адаптацию к условиям интеллектуальной деятельности менее «затратной». Таким образом, следует больше уделять внимания эмоционально-окрашенной оценке действий мальчиков. Необходимо учитывать тип темперамента ребёнка, а также помнить о соответствии педагогического пощрения полу ребёнка («молодец» – для мальчика, «умница» – для девочки и т.п.).
Статьи по педагогике:
Педагогические вопросы развития
творчества студентов в научно-
Проблема сущности профессиональной подготовки учителя всегда была одним из значимых вопросов педагогической теории и практики. Заявленный еще Я.А. Коменским идеал учителя, наделенного огромными созидательными силами, способностью к познанию мира, стремлением к активности и творчеству, остается акту ...
Отечественная педология в истории педагогической
антропологии
Развитие наук о человеке вызвало в конце XIX—начале XX в. появление в Европе и Америке новых экспериментальных методов изучения ребенка — «child study», названного позже термином педология (в переводе с греческого — «наука о детях»), под которым оно и распространилось в России. Глубокий анализ разв ...
Методика развития техники чтения на уроках литературного чтения
Результаты диагностики уровня навыка чтения и читательского кругозора дали нам возможность проектировать эффективную для данного класса систему коррекционной работы по овладению навыком чтения с использованием творческих упражнений. Анализ методической литературы позволил выделить следующие упражне ...