Обеспечение эффективной обратной связи в дидактическом информационном взаимодействии педагога и ребёнка 6-7 лет

Образование и воспитание » Обеспечение эффективной обратной связи в дидактическом информационном взаимодействии педагога и ребёнка 6-7 лет

Страница 8

К организационно-методическим условиям

реализации ОС мы относим следующие.

· Создание психологически комфортного микроклимата, доброжелательной обстановки на уроке. Контроль традиционно воспринимается обучающимися как самый дискомфортный этап процесса обучения. Напряжённость, страх, возникающие у детей в процессе проверки и оценивания результатов их деятельности, чаще всего связаны с неблагоприятной атмосферой, которая создаётся, а подчас и нагнетается педагогом. Снять это напряжение возможно при выполнении следующих организационно-методических требований к реализации ОС:

a) контроль усвоения учебного материала каждым учеником должен быть систематическим, осуществляемым не от случая к случаю, а на протяжении всего процесса обучения, на каждом занятии, что не только обеспечивает прочность усвоения, но и снимает состояние напряжённого ожидания («спросят – не спросят»);

b) важнейшим условием психологического комфорта является доброжелательное отношение педагога к каждому ребёнку, максимум внимания, демонстрация готовности его выслушать, поддержка, отсутствие субъективизма, фиксированных установок по отношению к отдельным учащимся (типа «на большее он не способен»). Проверяя и оценивая знания, способности, умения, навыки учащихся, педагог руководствуется не личными симпатиями и антипатиями, а ориентируется на существующие критерии, при этом поддерживая любое позитивное изменение в развитии ребёнка.

· Активное использование разнообразных форм и методов и видов обратной связи в процессе контроля и взаимоконтроля (работа в группах, парах).

· Единство процессов контроля и самоконтроля, т.е. постепенная интериоризация контрольных действий (внешняя обратная связь) во внутренний план деятельности (внутренняя обратная связь). Этому способствуют средства внешней обратной связи: привлекательные игровые пособия «Логико-малыш», «Умный шнурок»; невербальные приёмы ОС – колокольчик, жестовые команды руками (хлопки) с целью активизации внимания; приём отсроченной реакции (вопрос – пауза секунд 30, чтобы дать понять, что поднятая рука замечена, кивнуть или назвать имя, – ответ); введение ролей игрушек- «контролюшек»: Растеряйки, Торопыжки, Знайки, Незнайки; приём «мордашки»; вербальные средства ОС – тихий опрос (беседа с одним или несколькими учениками происходит полушепотом, в то время как класс, группа заняты другим делом, например, тренировочным контролем); магнитофонный опрос (ответ ребёнка записывается на магнитофон, чтобы потом он мог сам себя послушать); словесные оценки деятельности учащихся.

· Применение автоматизированных средств ОС (компьютерный контроль) в процессе внедрения новой информационно-педагогической технологии управляемого развития школьников (НИПТУРШ), разработанной Л.Е. Плескачом, Г.М. Шамисом.

К коммуникативным условиямреализации обратной связи относим следующие.

· Создание эмоционально-положительного климата, атмосферы доверия и психологической безопасности в процессе информационного взаимодействия, которая способствует рождению диалога. Главной причиной смыслового барьера в общении, препятствующего налаживанию информационного взаимодействия, являются неправильно выбранные приёмы вербальной и невербальной обратной связи, проявляющиеся в форме педагогической оценки, воздействующей на личность ребёнка. Одна из распространенных ошибочных позиций педагога по отношению к ребенку – невнимательность к его достижениям, которые взрослому кажутся незначительными, несущественными. Большее число ответов детей оказывается вообще никак не оцененными. Нередко интонация, жесты педагога, выражение его лица, отношение к ответам и действиям других детей позволяют строить некоторые предположения о том, доволен он или нет. Но случается, что ребенок лишен даже этой косвенной информации.

Страницы: 3 4 5 6 7 8 9

Статьи по педагогике:

Работа над правильной постановкой логических ударений
Большое значение для выразительного чтения имеет правильность, точность логических упражнений. Для того, чтобы предложение приобрело определенный смысл, необходимо силой голоса выделять важное по значению слово в ряду остальных Смысл изменяется в зависимости от того, где поставлено логическое ударе ...

Анализ методики изучения эмоциональных реакций дошкольников
1. Наблюдения над проявлением у ребенка удовольствия и неудовольствия. Понаблюдайте, в каких формах проявляется удовольствие и неудовольствие у новорожденных детей. Отметьте, когда появляется у ребенка первая улыбка как выражение удовольствия, и первое нахмуривание бровей как выражение неудовольств ...

Проверка эффективности экспериментальной работы по формированию музыкальных способностей у детей среднего дошкольного возраста посредствам музыкально-дидактических игр
Для того, чтобы проверить эффективность нашей экспериментальной работы, было проведено контрольное обследование детей среднего дошкольного возраста экспериментальной группы. Задача контрольного эксперимента: - выявить динамику сформированности уровня музыкальных способностей у детей среднего дошкол ...

Категории

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.eduguides.ru