К организационно-методическим условиям
реализации ОС мы относим следующие.
· Создание психологически комфортного микроклимата, доброжелательной обстановки на уроке. Контроль традиционно воспринимается обучающимися как самый дискомфортный этап процесса обучения. Напряжённость, страх, возникающие у детей в процессе проверки и оценивания результатов их деятельности, чаще всего связаны с неблагоприятной атмосферой, которая создаётся, а подчас и нагнетается педагогом. Снять это напряжение возможно при выполнении следующих организационно-методических требований к реализации ОС:
a) контроль усвоения учебного материала каждым учеником должен быть систематическим, осуществляемым не от случая к случаю, а на протяжении всего процесса обучения, на каждом занятии, что не только обеспечивает прочность усвоения, но и снимает состояние напряжённого ожидания («спросят – не спросят»);
b) важнейшим условием психологического комфорта является доброжелательное отношение педагога к каждому ребёнку, максимум внимания, демонстрация готовности его выслушать, поддержка, отсутствие субъективизма, фиксированных установок по отношению к отдельным учащимся (типа «на большее он не способен»). Проверяя и оценивая знания, способности, умения, навыки учащихся, педагог руководствуется не личными симпатиями и антипатиями, а ориентируется на существующие критерии, при этом поддерживая любое позитивное изменение в развитии ребёнка.
· Активное использование разнообразных форм и методов и видов обратной связи в процессе контроля и взаимоконтроля (работа в группах, парах).
· Единство процессов контроля и самоконтроля, т.е. постепенная интериоризация контрольных действий (внешняя обратная связь) во внутренний план деятельности (внутренняя обратная связь). Этому способствуют средства внешней обратной связи: привлекательные игровые пособия «Логико-малыш», «Умный шнурок»; невербальные приёмы ОС – колокольчик, жестовые команды руками (хлопки) с целью активизации внимания; приём отсроченной реакции (вопрос – пауза секунд 30, чтобы дать понять, что поднятая рука замечена, кивнуть или назвать имя, – ответ); введение ролей игрушек- «контролюшек»: Растеряйки, Торопыжки, Знайки, Незнайки; приём «мордашки»; вербальные средства ОС – тихий опрос (беседа с одним или несколькими учениками происходит полушепотом, в то время как класс, группа заняты другим делом, например, тренировочным контролем); магнитофонный опрос (ответ ребёнка записывается на магнитофон, чтобы потом он мог сам себя послушать); словесные оценки деятельности учащихся.
· Применение автоматизированных средств ОС (компьютерный контроль) в процессе внедрения новой информационно-педагогической технологии управляемого развития школьников (НИПТУРШ), разработанной Л.Е. Плескачом, Г.М. Шамисом.
К коммуникативным условиямреализации обратной связи относим следующие.
· Создание эмоционально-положительного климата, атмосферы доверия и психологической безопасности в процессе информационного взаимодействия, которая способствует рождению диалога. Главной причиной смыслового барьера в общении, препятствующего налаживанию информационного взаимодействия, являются неправильно выбранные приёмы вербальной и невербальной обратной связи, проявляющиеся в форме педагогической оценки, воздействующей на личность ребёнка. Одна из распространенных ошибочных позиций педагога по отношению к ребенку – невнимательность к его достижениям, которые взрослому кажутся незначительными, несущественными. Большее число ответов детей оказывается вообще никак не оцененными. Нередко интонация, жесты педагога, выражение его лица, отношение к ответам и действиям других детей позволяют строить некоторые предположения о том, доволен он или нет. Но случается, что ребенок лишен даже этой косвенной информации.
Статьи по педагогике:
Организационно-технологические модели ДО
Единичная медиа - использование какого-либо одного средства обучения и канала передачи информации. Например, обучение через переписку, учебные радио- или телепередачи. В этой модели доминирующим средством обучения является, как правило, печатный материал. Практически отсутствует двусторонняя коммун ...
Анализ подходов к проблеме развития мелкой моторики у детей в
педагогике и психологии
Результаты проведенных психологами исследований и наблюдений показывают, что степень развития движений пальцев рук совпадает со степенью развития речи у ребенка. К сожалению, анализ показателей силы кисти правой руки школьников за последние десятилетия показывает во всех возрастных группах отрицате ...
Экспериментальная проверка предлагаемой методики в процессе педагогической
практики
В ходе педагогической практики была сделана попытка проверить все вышесказанное на практике, а также убедиться в том, что названных пособий недостаточно, чтобы грамотно и четко овладеть физическими знаниями и научиться их применять при решении задач. Так как в задачнике, рекомендованном министерств ...