Значимые состовляющии индивидуального профилактического воздействие на личность несовершеннолетнего правонарушителя

Образование и воспитание » Основные факторы развития ребенка в социуме » Значимые состовляющии индивидуального профилактического воздействие на личность несовершеннолетнего правонарушителя

Страница 2

В практике индивидуального подхода, по мнению А. С. Ма­каренко, встречаются наиболее часто две ошибки: первая зак­лючается в стремлении «остричь всех под одну гребенку», втиснуть человека в стандартный шаблон, воспитать узкую серию человеческих типов. Вторая — пассивное следование за каждым индивидуумом, безнадежная попытка справиться сразу со всеми при помощи разрозненной возни с каждым че­ловеком в отдельности. Это — гипертрофия «индивидуально­го подхода».

Индивидуальная профилактика правонарушений включает в себя исправительно-корректирующее воздействие в качестве одного из элементов, но не сводится только к нему.

Это целенап­равленный процесс управления перевоспитанием личности, который заключается в том, что правонарушители под воздей­ствием воспитателей, общественности и коллективов вырабаты­вают у себя правильные взгляды и убеждения, овладевают на­выками и при -

вычками социально-позитивного поведения, раз­вивают свои чувства и

волю, изменяют таким образом интере­сы, стремления и наклонности. С другой стороны, индивидуаль­ная профилактика направлена на устранение неблагоприятных влияний на конкретную личность окружающей среды. Чтобы эффективно управлять данным процессом, необходимо выби­рать профилактические методы, обеспечивающие:

• выработку нравственного сознания,

• формирование навыков и привычек позитивного поведе­ния,

• воспитание волевых усилий, позволяющих противостоять антиобщественным влияниям,

• социальное оздоровление микросреды.

Однако надо иметь в виду, что перевоспитание личности пра­вонарушителя несовершеннолетнего возраста, выработка поло­жительных навыков и привычек, волевых усилий связаны с различными, особыми сферами психологической деятельности, опираются на определенные физиологические факторы, специ­фика которых не может не учитываться при выборе методов профилактики.

В структуре индивидуальной профилактики правонаруше­ний можно выделить следующие основные задачи:

• своевременное выявление лиц с социально-отклоняющим­ся поведением и склонных к совершению правонарушений, а также родителей и других лиц, отрицательно влияющих на них;

• изучение возрастных и психологических особенностей личности несовершеннолетних правонарушителей с целью не допущения конфликта молодого человека с обществом, устра­нения способствующих ему причин и условий;

• разработка программы индивидуального воспитательно-профилактического воздействия на правонарушителя и окру­жающую его среду с учетом имеющихся форм и методов, ре­зультативности их применения;

• организация взаимодействия и преемственности в воспи­тательно-профилактической работе всех субъектов социально-педагогической деятельности, повседневного и непрерывного контроля за образом жизни подростков с девиантным поведени­ем, реагирование на «срывы» и поощрение позитивных сдвигов.

Перевоспитание — процесс сложный, требующий огромных усилий, напряжения, использования разнообразного арсенала профилактического и нравственного воздействия, так как при­ходится иметь дело с наиболее запущенными в педагогическом, воспитательном отношении людьми, которым не смогли дать позитивных навыков поведения ни семья, ни школа, ни трудо­вой коллектив. Работа с ними нуждается в особом умении вы­делить потенциальные возможности личности и повлиять на человека в нужном направлении, помочь его исправлению и перевоспитанию. Успех здесь во многом зависит от того, как сам подросток стремится к устранению негативных сторон в своем поведении, социальном образе жизни.

Если по форме и цели индивидуальная профилактика право­нарушений заключается в выявлении лиц, склонных к совер­шению антиобщественных проявлений, и принятии по отноше­нию к ним мер воспитательного воздействия, то по существу она представляет собой организованный процесс перевоспитания отдельных лиц, осуществляемый в узкоспециальных целях, - не допустить совершения повторных правонарушений. При этом особое внимание должно быть обращено на следующие категории несовершеннолетних:

Страницы: 1 2 3

Статьи по педагогике:

Общие вопросы методики обучения решению простых задач
Научить детей решать задачи – значит научить их устанавливать связи между данными и искомым и в соответствии с этим выбирать, а затем и выполнять арифметические действия. Центральным звеном в умении решать задачи, которым должны овладеть учащиеся, является усвоение связей между данными и искомым. О ...

Методы развития творческого воображения у детей с нарушением слуха на занятиях изобразительной деятельностью
Именно с феноменом воображения в практической деятельности людей прежде всего связан процесс художественного творчества. Источником любого направления в искусстве может быть только жизнь, она же выступает в качестве первичной базы для фантазии. Но никакая фантазия не способна изобрести нечто такое, ...

План занятий математического кружка учащихся 6-х классов и методические рекомендации к ним
Содержание занятий разработано из расчета одно занятие в две недели, что составляет 18 занятий за учебный год. План занятий математического кружка учащихся 6-х классов: задачи на делимость; признаки делимости на 3 и на 9; признаки делимости на 7, на 11, на 13; прямая и обратная пропорциональность; ...

Категории

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.eduguides.ru