Значимые состовляющии индивидуального профилактического воздействие на личность несовершеннолетнего правонарушителя

Образование и воспитание » Основные факторы развития ребенка в социуме » Значимые состовляющии индивидуального профилактического воздействие на личность несовершеннолетнего правонарушителя

Страница 3

• возвратившихся из воспитательных колоний после отбы­тия наказания, поведение которых, однако, вызывает беспокой­ство;

• осужденных несовершеннолетних, в отношении которых исполнение приговора к лишению свободы отсрочено;

• совершивших преступления, но освобожденных от уголов­ной ответственности в связи с применением мер общественно­го либо административного воздействия или вследствие амни­стии, а также совершивших общественно опасные действия до достижения возраста, с которого наступает уголовная ответ­ственность;

• вернувшихся из специальных учебно-воспитательных уч­реждений;

• совершивших правонарушения, влекущие меры обще­ственного или административного воздействия или применение мер воспитательного характера;

• употребляющих спиртные напитки и наркотические веще­ства;

• ранее не судимых, но привлеченных не менее двух раз за год к административной ответственности либо повторному при­воду для официального предостережения;

• злостно уклоняющихся от учебы;

• систематически занимающихся азартными играми, а так­же ведущих антиобщественный образ жизни.

Специфика индивидуальной профилактики, а также особен­ность самих объектов изучения и воспитательного воздействия требуют учета:

• психологических процессов (особенности воображения, внимания, мышления, памяти, восприятия и др.), которые про­исходят в сознании правонарушителя при формировании анти­общественных взглядов, убеждений, привычек, при зарожде­нии противоправных замыслов и осмыслении путей их реали­зации;

• уровня мировоззренческого и нравственного развития под­ростка-правонарушителя, моральных мотивов, присущих дан­ному ребенку чувство стыда перед родными, знакомыми, бо­язнь наказания, осуждения коллектива и т. п.), которые, как правило, заставляют его сохранять в тайне свои антиобществен­ные взгляды, вести «двойную жизнь». Поэтому не всегда уда­ется своевременно выявить таких подростков, определить при­чины отклонений в их поведении, образе жизни, а значит, и вовремя оказать на них эффективное воспитательное профилак­тическое воздействие;

• характерных особенностей личности правонарушителя, уровня его сознания, движущие им мотивы, а также его пове­дение до и после правонарушения;

— обстоятельств, при которых у подростка возникли антиоб­щественные намерения, зрела и реализовывалась решимость со­вершить правонарушение или аморальный проступок;

— отрицательных факторов конкретной среды (ближайшее окружение в школе, в семье, на улице), вызывающих эти моти­вы противоправного поведения.

Зачастую отрицательное воздействие на молодого человека микросреды, жизненных неурядиц продолжается в течение длительного времени, изменяет его личность, способствует ста­новлению на антиобщественный путь. Своевременное вмеша­тельство в этот процесс социального педагога может предотвра­тить негативное влияние на юношу или девушку, изменить их взгляды, убеждения, направить энергию в общественно полез­ное русло.

Когда становятся известны субъективные представления, цели и намерения ребенка, совершившего правонарушение, поняты и оценены мотивы, убеждения, ценности личности, можно присту­пать к комплексной разработке программы воспитательно-про­филактического воздействия на правонарушителя.

Профилактическое воздействие становится оптимальным, если оно учитывает особенности и тенденции развития лично­сти и совпадает с ее внутренними побуждениями. Процесс внешнего профилактического воздействия тогда как бы слива­ется с процессом самовоспитания, саморазвития. Естественно, что результаты такого совпадения оказываются максимальны­ми. Очень часто этот эффект в профилактике правонарушений зависит не столько от силы внешнего воздействия, сколько от умения привести внешнее воздействие в соответствие с особен­ностями личности.

Страницы: 1 2 3 

Статьи по педагогике:

Способы активизации познавательной деятельности учащихся на лекции
В активизации познавательной деятельности студентов большую роль играет умение преподавателя побуждать их к осмыслению логики и последовательности в изложении учебного материала, к выделению в нем главного. Если преподаватель предлагает по ходу своего изложения выделить основные вопросы, то есть со ...

Психолого-педагогические особенности учащихся гуманитарных классов
Исходя из анализа наблюдений, анкетирования, опыта преподавания в профильных классах, исследователи выделяют следующие психолого-педагогические особенности учащихся гуманитарных классов: 1. У учащихся гуманитарных классов преобладает наглядно-образное мышление, а математических - абстрактно-логичес ...

Фундаментальные эмоции и их комплексы
Эмоция называется фундаментальной, если она имеет специфический внутренне детерминированный нервный субстрат, внешне выражается особыми мимическими или нервно-мышечными средствами и обладает особым субъективным переживанием - феноменологическим качеством. Фундаментальные эмоции являются важными в ж ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.eduguides.ru