Общекультурная компетенция учителя как компонент его педагогической культуры

Образование и воспитание » Общекультурная компетентность учителей » Общекультурная компетенция учителя как компонент его педагогической культуры

Страница 2

Однако уже в 2002 году подобное исследование дало весьма печальные результаты: за этот период (1996-2002гг.) уровень ОКК не просто снизился – по некоторым показателям он упал сразу на 30-40%. По существу в стране произошла никем незамеченная “тихая” гуманитарная катастрофа, причем ее понижающие тенденции остаются в силе вплоть до настоящего времени.

Причина подобного явления объясняется тем, что во “взрослую” жизнь стали вступать поколения, чья ранняя юность проходила в период начала реформ, в период перехода на рельсы рыночной экономики, когда на первый план выходили проблемы “выживания” (то - есть, реализация жизненно важных потребностей), а не духовно-нравственные проблемы личности.

В настоящее время, когда общество вышло на качественно новый уровень своего развития, им предъявляется новый социальный заказ на качественно иную личность. И перед школой, как исполнителем социального заказа, стоит задача поиска новых подходов к формированию ОКК обучающихся, необходимых для решения накопившихся сложных проблем.

Итак, перейдем к определению понятия “ОКК” и трактовке содержания данного понятия.

Под общекультурной компетентностью (ОКК) личности следует понимать совокупность знаний, навыков, элементов культурного опыта, позволяющих индивиду свободно ориентироваться в социальном и культурном окружении и оперировать его элементами.

Компетентностьвключает следующие аспекты:

смысловой аспект - адекватное осмысление ситуации на основе имеющихся культурных образцов понимания, оценки такого рода ситуаций;

проблемно-практический аспект – адекватность распознавания ситуации, постановки и эффективного выполнения целей, задач, норм в данной ситуации;

коммуникативный аспект – адекватное общение с учетом соответствующих культурных образцов общения и взаимодействия.

Человек имеет общекультурную компетентность, если он способен к адекватному осмыслению, практическому решению и коммуникативному выражению ситуаций, выходящих за пределы его профессиональной сферы.

Кроме того, если в профессиональной компетентности ведущую (но не единственную) роль играет проблемно-практический аспект, то в общекультурной компетентности ведущую роль играют уже смысловой и коммуникативный аспекты.

Цельюшкольного образования в области формирования ОКК является: достижение уровня ОКК, достаточного для ориентации в ценностях культуры, формирования способности самостоятельно оценивать конкретные явления культуры, для овладения методами самообразовательной деятельности.

Задача же заключается в том, чтобы дать учащимся необходимые знания в области культуры, продемонстрировать образцы культуры в различных сферах, а именно:

социально-экономической;

политико-правовой;

в сфере науки, религии;

экологической;

эстетической;

коммуникативной;

бытовой;

досуговой и др.

Существует множество способов формирования ОКК. Нас интересуют, прежде всего, педагогические. Остановимся на некоторых из них.

Приоритет в формировании ОКК отводится воспитательной работе. Известный педагог Н.Е.Щуркова в свете культурологического подхода к воспитанию определяет его как организованное педагогом восхождение ребенка по ступеням культуры через неуклонное повседневное воспроизведение культурных достижений человечества. Именно воспитательная работа создает развивающую среду, эмоционально насыщает, духовно обогащает жизнедеятельность детей и подростков.

Поскольку школа является своеобразным микросоциумом, в ее воспитательной работе, как в зеркале, отражаются некоторые негативные тенденции, проявляющиеся в обществе (о которых уже говорилось ранее):

наблюдается снижение социальной активности, рост потребительского отношения к школе, к ее духовным ценностям, к саморазвитию в целом;

проявляется спад интереса к массовым школьным и внутриклассным мероприятиям, к общественной работе, к серьезным занятиям в системе дополнительного образования;

Страницы: 1 2 3 4

Статьи по педагогике:

Значение классической музыки в развитии и воспитании детей дошкольного возраста
Музыка занимает особое, уникальное место в воспитании детей дошкольного возраста. Это объясняется и спецификой этого вида искусства, и психологическими особенностями дошкольников. Музыку называют «зеркалом души человеческой», «эмоциональным познанием» (Б.М. Теплов): она отражает отношение человека ...

Понятие, структура, география Северного морского пути
Северный морской путь в соответствии с Федеральным законом «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации» от 31 июля 1998 года № 155-ФЗ определяется как «исторически сложившаяся национальная единая транспортная коммуникация Российской Федерации в Арктике . ...

Дайте краткую характеристику коммуникативным барьерам в процессе педагогического общения
В процессе общения между учителем и учащимся стоит задача не только и не столько передать информацию, сколько добиться ее адекватного понимания последним. То есть в межличностной коммуникации как особая проблема выступает интерпретация сообщения, поступившего от учителя ученику и наоборот. Во-первы ...

Категории

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.eduguides.ru